СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

27 способствует общению детей и взрослых, установлению межличностных контактов. 6. Эстетическая, способствующая развитию чувства красоты. 7. Образовательная функция связана с приобретением новых знаний об ана- томии и физиологии человека, о закаливании, о способах саморегуляции, о составляющих здорового образа жизни. 8. Воспитательная функция провозглашает воспитание здорового, жизнерадостного, физически совер- шенного, гармонически и творчески развитого человека. 9. Развивающая функция предусматривает развитие основных физических качеств орга- низма: силы, выносливости, гибкости, координации, чувства равновесия, уверенности в себе и в своих силах. 10. Физическая культура способствует полноценному активному отдыху (лыжи, плаванье, туризм); рациональному использованию свободного времени. 11. Мобилизационная функция физи- ческой культуры, а также профессионально-прикладная физическая подго- товка осуществляются через физическую подготовку людей к трудовой де- ятельности, защите Отечества, полету в космос и т. д. 12. Экономическая функция определяется снижением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, уровня травматизма, повышением производи- тельности труда, трудовым долголетием. 13. Занятия физической культурой являются эффективным средством снижения социальной напряженности в обществе, профилактикой асоциального поведения молодежи, снижают их интерес к наркотикам, алкоголю, курению. 14. Это действенное средство формирования личности, развития духовно-нравственных качеств, патрио- тизма, под её воздействием происходит усвоение подрастающим поколе- нием социальных норм и правил поведения. Нарком Просвещения А. В. Луначарский в 1930 г. справедливо отме- чал: «Занятия физкультурой и спортом являются хорошим средством разви- тия и всестороннего воспитания молодого поколения, а также и средством отвлечения подростков от улицы и дурных поступков. Проблема физиче- ского воспитания детей должна охватить весь круг вопросов, связанных с их жизнью: обеспечить детей от беспризорности или безнадзорности, от всякого рода недопития, хилости, нелепых форм воспитания». Продолжая эту мысль, Н. К. Крупская подчеркивала, что «в процессе занятий физиче- скими упражнениями важно выработать у учащихся нравственный опыт…». Как опытный педагог, она предлагала не только разнообразить, но и услож- нять упражнения, ставить ребят в такие условия, чтобы они учились преодо- левать трудности, приобретать жизненную закалку [2]. И. М. Быховская подчеркивает, что «физическая культура – это не об- ласть непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигатель- ные качества человека являются предметом этой науки». Как всякая сфера культуры, культура физическая – это прежде всего работа с духом чело- века, его внутренним миром, а не внешним [2]. Через сформированный ин- терес к спортивной деятельности можно вызвать интерес и к другим полез- ным её видам – трудовой, учебной, общественной. В спортивном коллективе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=