СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

260 осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, следует хотя бы в общих чертах соотнести понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортив- ной деятельности в частности [7]. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Их наличие показывает, что мотивация не только предшествует, но и посто- янно присутствует во всех его звеньях. Единство этих трех функций обес- печивает регулирующую роль мотивации в поведении [5]. Мотивы занятий спортом могут быть направлены как на процесс заня- тий, так и на результат. В первом случае, особенно в младшем школьном возрасте (когда, как правило, многие начинают заниматься спортом), моти- вацией может быть удовлетворение естественной биологической потребно- сти в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью, то есть мотивация психологиче- ского характера [3]. Во втором случае мотивация может носить следующий характер. В био- логическом аспекте мотивами могут выступать укрепление здоровья, улуч- шение телосложения, развитие физических качеств, то есть в основе мотива- ции здесь лежит стремление к самосовершенствованию в физическом плане. Это достаточно сильная мотивация, так как любой мальчишка хочет быть здоровым, сильным, выносливым, а девочка стройной и красивой. Социальные мотивы могут проявляться в том, чтобы быть похожим на известного спортсмена, быть привлекательным для лиц противоположного пола или просто быть не хуже других. Известно, что успехи в спорте повы- шают престиж в обществе. В создании устойчивой мотивации особую роль могут сыграть родители. Для увлечения ребенка спорта огромное значение имеет, какое место выполнение физических упражнений занимает в семье. Например, для юного лыжника особое значение имеет то, как относится к физической культуре и спорту отец. Он с радостью составляет ему компа- нию в разных видах лыжных гонок. Такие совместные занятия не только подготовят ребенка физически, но и позволят родителям сориентировать его соответствующим способностям образом спорту [3]. В процессе занятий чрезвычайно важно сформировать потребность в достижении успеха и направленность спортивной деятельности. Здесь нужно иметь в виду, что тренер и родители могут ставить перед своим ре- бенком относительно трудные, но достижимые задачи и предоставлять ему возможность самому добиваться успеха, при этом поощряя его. В этом слу- чае у ребенка будет формироваться высокая потребность в достижении успеха, которая в дальнейшем, безусловно, положительно скажется на его отношении к занятиям спортом [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=