СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

208 Следовательно, профессия для человека является и источником существо- вания, и средством личностной самореализации, и делом, которым он будет заниматься большую часть своей жизни. И кране важно, чтобы выбор был сделан правильно и вовремя. Исследования, проведенные Ю. А. Селезневой, показали, что в старшем школьном возрасте преобладает низкий и средний уровни осознанности про- фессионального самоопределения. По данным ее же исследований, после за- нятий по специальным программам профессиональной ориентации, уровень осознанности профессионального самоопределения более чем у половины юношей и девушек, стал высоким или выше среднего, примерно у трети остался на среднем уровне и лишь у 3 % на низком уровне. Следовательно, специальная работа по развитию и коррекции профессионального самоопре- деления старшеклассников дает реальные позитивные результаты [4, с. 18]. В свою очередь результаты исследований Е. А. Вопнерук, С. А. Коно- ненко также указывают то, что проблема профессионального выбора ре- ально существует. По их данным порядка половины старшеклассников не знают, какой профессии они хотят обучаться и что для этого нужно. Резуль- таты экспериментального исследования, проведенного авторами, также говорят о позитивных изменениях уровня осознанности профессионального самоопределения после прохождения специализированного курса профес- сиональной ориентации. Е. А. Вопнерук, С. А. Кононенко. В частности, подчеркивают, что «система профориентации оказывает помощь учащимся в профессиональном самоопределении, а именно помогает человеку понять свое отношение к окружающей его действительности, основные жизненные позиции, убеждения, идеалы; повышает осознанность человеком своей инди- видуальности, своих потребностей, чувств, интересов, поведения; позволяет выстроить алгоритм действий для достижения поставленной цели» [1, с. 119]. И те, и другие исследования наглядно подтверждают позитивное влия- ние профессиональной ориентации на профессиональное самоопределение. После осознания собственных природных особенностей и знакомства спе- цификой различных профессий, юноши и девушки получают возможность максимально реально оценить свои интересы, желания и возможности, и делают выбор профессии, которая учитывает их природные особенности и соответствует их интересам. В ситуации, когда большая часть жизни спортсмена посвящена спорту, специализированные программы професси- ональной ориентации являются эффективным средством его профессио- нального самоопределения. Литература 1. Влияние профессиональной ориентации на самоопределение стар- шеклассников / Е. А. Вопнерук, С. А. Кононенко // Психологический вест- ник Уральского государственного университета. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – Вып. 9. – С. 110–120.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=