СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

207 Keywords: professional self-determination of athletes, professional orientation, profession, choice. Для многих видов спорта пик спортивной формы приходится на воз- растной период 15–18 лет. В этот сенситивный для профессиональной ори- ентации период они живут в спортивном режиме с напряженным трениро- вочным и соревновательным графиком, в котором нет места для «поиска себя» в мире вне спорта. Однако спортивная карьера в современных реалиях заканчивается довольно рано, и спортсмен встает перед выбором дальней- шего жизненного пути. Для многих этот выбор становится одним из серьез- нейших жизненных вопросов, ведь если он не сделан вовремя, то спортс- мену в ближайшем будущем придется пережить один из самых серьезных кризисов – кризис завершения спортивной карьеры. В качестве профилактики данного переживания и смягчения его силы и глубины, мы предлагаем рассмотреть необходимость специально органи- зованной профессиональной ориентации для спортсменов старшего школь- ного возраста. Мы полагаем, что данный процесс положительно повлияет на процесс профессионального самоопределения спортсменов. Проведя анализ философской и психологической и педагогической ли- тературы по теме исследования (работы А. Г. Асмолова, М. М. Рубинштей- на, Е. А. Климова, Е. А. Голомштока, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, Н. С. Пряжникова, И. В. Дубровиной, Д. Сьюпера, Э. Эриксона, В. Франкла, Э. Фромма) мы установили наличие взаимосвязи между понятиями «про- фессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение». Понимая под профессиональной ориентацией комплекс психолого-педаго- гических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудо- устройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформи- ровавшимися способностями и с учетом потребности общества в специа- листах [3, с.297], а под профессиональным самоопределением, в свою оче- редь, – самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой ра- боты и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (со- циально-экономической) ситуации [2, с. 30], мы считаем главной целью профессионального самоопределения – постепенное формирование у подрост- ков и молодежи внутренней готовности к самостоятельному, осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного и личного развития, готовности рас- сматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить зна- чимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. С точки зрения общества профессия является социально зафиксирован- ной областью возможного осуществления трудовых функций, существую- щей в форме множества «рабочих мест». Для самого человека профессия – это деятельность, посредством которой он участвует в жизни общества, и которая служит его основным материальным источником к существованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=