СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

193 Key words : Down syndrome, psychomotor development, adaptive physical cul- ture, developmental features. По мнению многих ученых, причины возникновения синдрома Дауна, является генетическое или хромосомное нарушение. Ребенок в ходе внутри- утробного развития наследует дополнительные (тройное количество 21-ой хромосомы) помимо стандартных 23 хромосом от материнской и отцовской клетки [1]. В медицине это заболевание называется триосомия [2]. Данную клиническую характеристику описал в 1866 Британский учёный Джон Даун. Данная нозологическая группа детей имеет специфические внешние черты такие как: плоские конечности, специфические формы носа и ушей, узкий разрез глаз и прочие [2]. Таких детей часто называют «солнечными», потому что они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны, они лишены агрессии. Они, как и все дети любят играть, узнавать что- то новое. Задача педагогов, в том числе и по адаптивной физической культуре (АФК) развивать психомоторные способности таких детей для того чтобы социально адаптировать и интегрировать их в социум и развить те необхо- димые навыки, которые им необходимы в быту. Основными задачами на занятиях по АФК с детьми с синдромом Дауна являются: развитие всех систем и функций организма, коррекция и профи- лактика двигательных нарушений; развитие равновесия и координации, раз- витие навыков крупной моторики, укрепление мышечного корсета. Одной из важных особенностей развития психомоторных способно- стей у детей данной категории является учет имеющихся расстройств, кото- рые могут возникнуть на фоне первичного дефекта таких как: пороки раз- вития, заболевания желудка и кишечника, нарушения зрения и слуха, гиперподвижность суставов, мышечные гипотонии, инфекции верхних ды- хательных путей. Очень часто ребенок с такими расстройствами развивается замедлен- нее своих сверстников. Самая характерная особенность детей с синдром Да- уна задержка в моторном развитии и формировании базовых (ходьба, бег, прыжки и т. п.) двигательных навыков, которые продолжаются у них фор- мироваться до 3–4-х лет. У детей с синдромом Дауна отмечается сниженная тактильная чувстви- тельность, значит на занятиях АФК деятельность в большей степени должна быть не только предметной, зрительной, слуховой, но и тактильной. Необ- ходимо применять мячи и инвентарь разной фактуры (гладкие, шерохова- тые и т. п.). Дети данной нозологической группы хорошо отличают цвета, форму и после нескольких занятий могут сортировать предметы по опреде- ленному признаку. Важно учитывать то, что у детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания для этого на занятиях необходимо использовать карточки, фотографии зверей или инвентаря.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=