СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

182 В процессе обсуждения будущие учителя физической культуры при- шли к выводу, что гендер – это сложный социокультурный конструкт, предусматривающий различия в ролях, поведении, ментальных и аффектив- ных проявлениях мужчин и женщин, диктуемых социумом [1, 4]. До недавнего времени агрессия и агрессивность считалась имманент- ной характеристикой «мужской» модели поведения. «Мужская агрессия» в социуме воспринималась достаточно либерально и снисходительно, в то время как женская агрессия считалась совершенно недопустимой. Такой подход стимулировал женщин на поиск латентных, скрытых, и вместе с тем, более изощренных способов агрессивного поведения [6]. Научные знания о сущности гендера необходимы современному учи- телю физической культуры, с одной стороны, для трансформации традици- онной системы патриархальных стереотипов и штампов, с другой стороны, для повышения своей гендерной компетентности как воспитателей подрост- ков. Использование гендерного подхода создает новые возможности для коррекции и минимизации агрессивных и враждебных реакций, позволяет выстроить работу с детьми более конструктивно, создать условия самореа- лизации девочек и мальчиков [3, 7]. Гендерное знание естественно и закономерно было включено в содер- жание психологической подготовки бакалавров, что позволило глубже рас- крыть особенности социализации личности. Мы стремились также информировать будущих учителей физической культуры о различиях в проявлении агрессивных реакций, о способах реа- гирования на замечания [3, 5, 7]. У мальчиков агрессия, обычно, выражается более открыто, в отличие от девочек, они в меньшей степени рефлексируют свое конкретное поведение. Для мальчиков чаще характерна физическая агрессия, для девочек – вербаль- ная. Агрессия девочек имеет адресный характер, она направлена на наиболее уязвимую, болевую «точку» личности. Мальчики же обычно «выплески- вают» агрессию на все ближайшее окружение, проявляя агрессию в учебе, спорте, в различных видах внеурочной деятельности. Самοконтроль у маль- чиков, вообще, и в контексте агрессии, в частности, развивается значительно позже, чем у девочек, и выражен в меньшей степени. У девочек-подростков функция самоконтроля развивается достаточно рано, отсюда избиратель- ность, адресность, точность направления агрессивной реакции [1, 2, 7]. Студентам предлагалось самим провести некоторые диагностиче- ские методики в период производственной практики и представить одно- курсникам на семинарских занятиях полученные результаты. Так, прове- денная по методике «Диагностика агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки» показала, что девочки в большей степени, чем мальчики, склонны к проявлению подозрительности (60 % девочек и 30 % мальчиков) и вербальной агрессии (80 % девочек и 50 % мальчиков). Девочки-под- ростки демонстрируют готовность к вербальному выражению негативных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=