СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

181 Keywords : adolescent aggression, gender aspect, training, physical. Проблема подростковой агрессии остается одной из наиболее острых в современных отечественных и зарубежных реалиях, что находит отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. Доминирую- щей тенденцией является постоянный рост числа подростков с агрессивным поведением, что проявляется в широком спектре асоциальных действий (ван- дализм, алкоголизм, наркомания, буллинг, школьное насилие и др.). Стано- вится привычной повседневностью демонстративное и вызывающее поведе- ние подростков по отношению к учителям, психологам, родителям. Более частыми стали такие виды девиантного и делинквентного поведения, как уча- стие в деятельности экстремистских организаций, распространение наркоти- ков, психотропных веществ среди своих одноклассников. Г. Паренс отмечает влияние недеструктивного (невраждебное) и де- структивного (враждебного) фактора на формирование агрессивного пове- дения подростков. По его мнению, недеструктивное поведение всегда наце- лено на достижение поставленной цели и вызывается врожденными механизмами, помогающими адаптироваться к среде, удовлетворить свои желания. Деструктивное (враждебное), поведение, причиняющее боль окру- жающим, активируется в результате сильных, неприятных переживаний. Агрессивное поведение негативно влияет на здоровье ребенка, на его позна- вательные возможности, на самочувствие находящихся вокруг сверстников и взрослых. Если подросток не научится регулировать и контролировать собственное агрессивное поведение, то могут возникнуть серьезные про- блемы в будущем [5, 6]. Вместе с тем, исследования убеждают, что превентивная позиция школьного психолога и педагога оказывается низко продуктивной без учета гендерных особенностей учащихся. Проведение целенаправленной диагно- стики выявило функциональную неграмотность учителей и школьных пси- хологов в контексте гендерной тематики. Чтобы акцентировать гендерную проблематику, потребовалось включить дополнительный материал в курсы педагогической, возрастной, социальной психологии, практической педаго- гики, а также изменить для бакалавров задания производственной практики. Так, на занятиях по социальной психологии будущие учителя физической культуры рассмотрели генезис основных понятий, выяснили, что термин «гендер» появился в 70 годах 20 века в зарубежной литературе для обозна- чения социокультурных аспектов половой принадлежности. При рассмотрении истории педагогики студенты обращали внимание на то обстоятельство, что античные, средневековые философы (Платон, Аристо- тель, Фома Аквинский) вплоть до 19 века (Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Гегель) рас- сматривали женщину как низкоорганизованное и слаборазвитое существо. Первые педагогические концепции женского образования были разработаны и обоснованы отечественными учеными, К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=