СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

171 В современных условиях физическая культура, считает Е. П. Ильин могла бы сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих фор- мировать у людей представление о здоровом образе жизни и стать состав- ной частью уроков здоровья. Ряд авторов (Г. Б. Мейксон, В. И. Лях, Е. П. Ильин, Т. И. Баранова и др.) отмечают, что в современных условиях в преподавании физической культуры в школе должен быть приоритет здоровья, как социальной ценно- сти; целесообразнее вести работу по ориентации на физическое и духовное развитие личности (формирование здорового образа жизни). Изменение состояний личности будет связано с изменением функцио- нальной структуры совокупности психических состояний. Вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей является человек, возникает нарушение симметрии между организмом и средой, ведущее, как отмечает А. О. Про- хоров, к образованию состояния. Особенности ситуации деятельности чело- века и являются «пусковым моментом» возникновения психических состо- яний. В системе взаимосвязанных состояний динамику того или иного определяют особенности взаимодействия этих состояний [2]. Любые изменения непосредственно в структуре одного психического состояния и изменения на более высоком уровне, а также во взаимодей- ствиях между состояниями, образующие функциональную структуру лежат в основе механизма изменения психических состояний. Психические состояния, возникающие в каждой отдельной ситуации, подчеркивает А. О. Прохоров, представляют собой определенную совокуп- ность состояний – функциональную структуру [1, 2]. Для определения закономерностей изменений связей в функциональ- ной структуре психических состояний использовался факторный анализ (по результатам исследования динамики психических состояний учащихся одиннадцатых классов в начале и в конце учебного года). Данные факторного анализа динамики психических состояний позволили определить наличие изменений в функциональной структуре психических со- стояний, а также структурировать рассматриваемые переменные и определить возможные причинно-следственные связи изменений психических состояний. По результатам факторного анализа в начале учебного года было выде- лено 4 фактора, существенно влияющих на состояния личности. Фактор № 1 (вес – 45, 63 % от общей совокупности переменных) соста- вили: приподнятость, бодрость, уверенность, самочувствие и настроение – всего 5 переменных. Причем первые три имели высокие корреляционные связи с этим фактором (r> -0,7). Последующие переменные, соответственно, -0,63 и -0,52. Все выделенные переменные дали возможность определить его как «фактор, обеспечивающий устойчивость личности к ситуации». Фактор № 2 (вес – 12,01% от общей совокупности переменных) харак- теризовался эмоциональной лабильностью (r = -0,84), нервозностью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=