СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

162 Таблица 2 Спектральные характеристики сердечного ритма студентов с различным профилем межполушарной асимметрии при влиянии умственной нагрузки Показатель Праворукие Леворукие 1 этап 2 этап 3 этап 1 этап 2 этап 3 этап VLF (%) 20.3 ±1,1 24.6 ±1,3* 20,0 ±0,9 23.2 ±1.1 21.6 ±1.6 21.1 ±1.2 LF (%) 36,9 ±1,1 37,5± 1,2 38,9 ±1,0 35.8 ±1.5 35.5 ±1.3 36.1 ±1.6 HF (%) 42,7 ±1,6 38,0 ±1,7* 41,1 ±1,6 40.9 ±2.0 42.8 ±2.0 42.7 ±2.2 До начала функционального воздействия относительная мощность в VLF диапазоне у леворуких студентов выше на 15 % по сравнению с праворукими. Относительная мощность в данном диапазоне под влиянием арифметической нагрузки достоверно увеличивается на 20 % в группе праворуких студентов. Это отражает мобилизацию энергетических и мета- болических резервов центрального контура регуляции при функциональном воздействии. В группе леворуких студентов на втором этапе эксперимента мощность спектра снижается на 7 %, но эти данные не достоверны. После умственной нагрузки у праворуких этот показатель возвращается к исход- ному уровню, а у леворуких – продолжает снижаться. В ходе наших исследований не было выявлено достоверного влияния информационной нагрузки на относительную мощность в LF диапазоне, также не отмечено различий в исходной величине этого спектрального по- казателя между экспериментальными группами. На первом этапе эксперимента значение относительной мощности в HF диапазоне ниже у леворуких студентов, что отражает более высокий уро- вень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы по сравнению с праворукими студентами в состоянии покоя. Под влиянием информационной нагрузки мощность спектра в этом диапазоне достоверно уменьшается в группе праворуких студентов на 11 %, а в группе леворуких – увеличивается на 7 %. Это может свидетельствовать о снижении парасим- патического тонуса и активности автономного контура регуляции сердеч- ного ритма при воздействии умственной нагрузки у праворуких студентов и противоположных процессах у леворуких. Таким образом, проведенное нами исследование выявило статистиче- ски достоверные различия вариабельности сердечного ритма у студентов с различным профилем мануальной асимметрии больших полушарий. В экс- периментальных группах наблюдается различная реакция регуляторных си- стем на умственную нагрузку. В группе праворуких студентов происходит изменение показателей ВСР, которое указывает на увеличение эрготропных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=