СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

159 Организм человека испытывает непрерывные воздействия стрессовых факторов и постоянно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем. При этом функциональное состояние внутренних органов и обменных реакций опре- деляется индивидуальными свойствами центральной нервной системы. Одной из важных особенностей функционирования высших отделов мозга является межполушарная асимметрия. На сегодняшний день полу- чены данные о неравнозначности деятельности левого и правого полушарий головного мозга и влиянии типа функциональной межполушарной асиммет- рии на психологические, физиологические и биохимические характери- стики организма [4, 5]. С динамическими свойствами межполушарной асимметрии тесно свя- заны процессы адаптации. Особую актуальность данная проблематика при- обретает в рамках изучения адаптации организма студентов к различным нагрузкам [4, 5]. Целью данной работы была оценка особенностей адаптации леворуких студентов к умственной нагрузке на основе анализа вариабельности сердеч- ного ритма (ВСР). Для оценки регуляторных механизмов адаптации к умственной нагрузке нами был использован метод вариационной пульсометрии по кри- териям Р. М. Баевского [1, 2] на основе регистрации электрокардиограммы (ЭКГ). Регистрацию ЭКГ проводили посредством интегрированного аппа- ратно-программного комплекса CONAN. В исследовании приняли участие 36 студентов обоего пола 18–20 лет. Из них были сформированы 2 экспериментальные группы: праворукие (22 человека) и леворукие (14 человек). Профиль мануальной асимметрии опре- деляли по классической методике [3]. Эксперимент проводили по следующей схеме:  1 этап: контрольная запись ЭКГ до умственной нагрузки (5 мин)  2 этап: запись ЭКГ на фоне умственной нагрузки (5 мин)  3 этап: запись ЭКГ после умственной нагрузки (5 мин). В качестве умственной нагрузки студентам предлагалось производить арифметические вычисления, вычитая последовательно из 300 по 7. В работе оценивали следующие показатели ВСР: среднее значение RR-интервала, моду (Мо), амплитуду моды (АМо), среднее квадратическое отклонение (СКО), индекс напряжения (ИН), относительные мощности в 3 стандартных диапазонах (VLF –диапазон очень низких частотных коле- баний, LF – низкочастотные колебания, HF – высокочастотные колебания). Наши исследования показали, что умственная нагрузка вызывает раз- личные изменения статистических и индексных показателей ВСР в груп- пах праворуких и леворуких студентов. Это отражает процессы адаптации к воздействующему фактору за счет перераспределения вклада регуля- торных систем организма в адаптивную реакцию. Умственная нагрузка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=