СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

149 Keywords : physical culture, higher education, competence-based approach, uni- versal competencies, health preservation, nosological factor. Физическая культура занимает особое место в педагогической науке и рассматривается как обобщенная система научных знаний и закономерно- стей для физического совершенствования человека. В условиях образова- тельного процесса физическая культура может выступать в нескольких ка- чествах, представляя собой и как специфический процесс и результат человеческой деятельности, и как средство и способ физического совершен- ствования личности [1]. В системе высшего образования физическая культура реализуется в со- ответствии с совокупностью требований федеральных государственных об- разовательных стандартов. Исторически так сложилось, что данная учебная дисциплина является обязательной для освоения и обеспечивает формиро- вание универсальных компетенций [2, 3]. Универсальные компетенции (УК) представляют отдельные категории (группы), из которых, на наш взгляд, особое значение отводится УК-7 – спо- собности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельно- сти (самоорганизация и саморазвитие, в том числе здоровьесбережение). Несформированность данной компетенции зачастую приводит к тому, что достаточно успешные в учебной деятельности выпускники вузов, обладаю- щие специальными знаниями, умениями и навыками, не способны преодо- леть этап профессиональной адаптации и становления [4]. Согласно действующим государственным образовательным стандар- там, программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин по физической культуре в порядке, установленном организацией – вузом. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья так же устанавливается учебным заведением особый порядок освоения данной дис- циплины с учетом их состояния и здоровья [5]. Тульский государственный университет является опорным вузом, ве- дущим многопрофильную непрерывную подготовку специалистов всех уровней в областях инженерного, математического, естественнонаучного, медицинского, социально-экономического и гуманитарного образования. В вузе занятия по физической культуре являются обязательными для студентов первых трех курсов. В качестве обязательного минимума программа по физической культуре содержит три основных раздела: теоретический, практический и контрольный. Распределение в медицинские группы осуществляется по результатам диспансеризации (медицинского обследования). Каждый студент основного учебного отделения имеет право выбрать для себя специализацию, а именно: общую физическую подготовку, атлетическую гимнастику, оздоровительную гимнастику, художественную гимнастику, футбол, баскетбол, волейбол, борьбу, большой теннис,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=