СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

146 в основной медицинской группе. Таким образом, все школьники контроль- ной и экспериментальной групп занимаются ФВ на общих основаниях. Гимнастика, введенная в режим учебного дня, проводилась учителями начальных классов, каждый работал в своем классе. Предварительно для учителей были организованы теоретические и практические семинары, где им был дан подробный инструктаж по методике проведения гимнастики на уроках чтения, письма и математики, а также в других формах организован- ной двигательной активности младших школьников. Анализ динамики нарушений зрения с 2012 по 2018 годы выявил ухуд- шение состояния зрения во всех возрастных группах начальной школы. В среднем количество нарушений зрения среди школьников возросло с 6,7 % до 21,3 %. Установлено, что количество учащихся с нарушениями зрения увеличивается с возрастом и достигает максимума в старших классах. Нами также обнаружено, что учащиеся с пониженной остротой зрения имеют более низкие показатели физического развития по сравнению с нормально видя- щими сверстниками. В младшем школьном возрасте в группе с пониженной остротой зрения чаще встречаются дети с нарушением осанки (47 % детей – в I классах, 54 % – во II классе, 57 % – в III классе), чем в группе с нормальной остротой зрения (39 % – I класс, 46 % – II класс, 43 % – III классы). Проведенные нами исследования позволили разработать (модифициро- вать) комплексы корригирующих упражнений для глаз, направленных на профилактику близорукости у младших школьников. Нами были разрабо- таны и внедрены в режим учебного дня младших школьников две группы упражнений по профилактике нарушений зрения. 1 группа: «Предупреждение нарушений зрения с использованием гла- зодвигательной гимнастики в режиме учебного дня младших школьников»; 2 группа: «Предупреждение нарушений зрения с использованием гла- зодвигательной гимнастики, в сочетании с упражнениями на укрепление осанки в режиме учебного дня младших школьников». Данные группы включали в себя зрительные игры, горизонтальные, вертикальные, ротационные движения глазных яблок и век, а также сочета- ние этих упражнений с упражнениями на осанку и дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Они использовались практически на всех уроках, были предложены в качестве домашнего задания. При оценке эффективности воздействия модифицированного ком- плекса лечебной гимнастики, корригирующего близорукость, следует отме- тить, что по результатам экспериментальной части исследования его ис- пользование оказалось более эффективным, чем стандартный комплекс лечебной гимнастики, направленный на коррекцию близорукости. Так ста- тистически значимое увеличение жизненного индекса (прирост +14,03 мл/кг, t=3,2, p<0,01), более выраженная тенденция к увеличению других по- казателей функций физического развития в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной свидетельствует об эффективности используемых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=