СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

76 speech underdevelopment and the results of the correction of these features by means of speech therapy rhythmic. Keywords: general motility, speech therapy rhythmics, preschoolers, general speech underdevelopment. Многие современные исследователи отмечают тесную взаимосвязь между состояния речи и двигательно-моторной сферы ребёнка. Чем лучше развита моторная сфера, тем менее чувствительна его речь к патологиче- скому воздействию, что обусловлено близостью речедвигательного и мо- торного центров коры головного мозга. Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенство- вание движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти. Для развития звуковой стороны речи ребенку требуется не только воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, но и скоординировать артикуляцию, фонацию и дыхание. То есть, одним из немаловажных аспектов в развитии речи, является моторное развитие, где важную роль играют координационные механизмы. С фор- мированием координации движений тесно связано развитие функциональ- ных возможностей всех органов и систем. Одним из методов развития раз- личных видов моторики, координации движений является логопедическая ритмика с её специфическими методиками и приемами коррекционно- развивающего воздействия [2]. С целью изучения особенностей моторной сферы и динамики ее разви- тия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) (III уровень речевого развития, далее УРР) был разработан диагности- ческий комплекс, включающий методики Г. А. Волковой [1] и Н. М. Трубни- ковой [3], позволяющие выявить актуальное состояние общей моторики по следующим показателям: двигательная память, переключаемость движе- ний и самоконтроль, произвольное торможение движения, статическая ко- ординация движения, динамическая организация движения, пространст- венная организация двигательного акта. Анализ результатов диагностического этапа исследования позволил оп- ределить основные направления работы, которые нашли свое отражение в программы по развитию общей и речевой моторики у детей старшего до- школьного возраста с ОНР (III УРР) средствами логопедической ритмики. Программа предполагала развитие умений координировать движения, пере- ключаться; развитие регуляции мышечного тонуса; развитие артикуляции и дикции; развитие координации движения и речи; развитие речевого внима- ния. В данном обзоре результатов экспериментального исследования мы ос- тановимся на освещении результатов развития общей моторики. Анализ полученных данных в ходе исследования двигательной памяти и переключаемости движений показал, что больше 50 % детей экспери-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=