СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

74 рования личности. «Первые наши учителя философии – наши ноги, руки, глаза… Тело – орудие получения первых познаний и с него надо начинать рациональное воспитание»… «Настоящий человеческий разум не только не формируется независимо от тела, но, напротив, хорошее телесное сло- жение делает умственные процессы легкими и верными» [4, с. 305]. Сред- ства достижения этой гармонии – недопустимость чрезмерной опеки, само- стоятельность и умеренность, а главное условие – свобода ребенка, обеспечивающая «простор неустанным стремлениям к движению». Бег, прыжки, лазанье в сочетании с закалкой ребенка, особенно в период с 2 до 12 лет, позволяет избежать «изнеженности», которая потенциально заключает в себе «бесчисленное множество неприятных ощущений» [Там же, с. 306]. Таким образом, представляются значимыми следующие аспекты в ос- мыслении роли физического воспитания для формирования личности ре- бенка: понимание физического здоровья как ценности и одной из целей воспитания, обусловленных природной и социальной сущностью человека; рассмотрение физического воспитания во взаимовлиянии с духовным, нравственным и умственным как «ядра» формирующейся личности; со- действие физического воспитания регуляции ребенком волевых процессов и выработке у него таких качеств, как дисциплинированность, умерен- ность, сдержанность, направленность на здоровый образ жизни; основные средства – физические упражнения, игра в сочетании с другими видами деятельности, особенно, трудовой, а главное условие – отношение к ребен- ку как активному субъекту, обеспечение свободы его действий. Литература 1. Брешковская, К. Ю. Антропологический подход в отечественном обра- зовании: теоретико-методологический и практический аспекты / К. Ю. Бреш- ковская, Е. В. Декина, М. А. Кувырталова, Ю. А. Тарасова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика.– 2018.– № 1.– С. 30–37. 2. Кувырталова, М. А. Изучение первоисточников в системе самостоя- тельной работы студентов по истории педагогики и образования / М. А. Ку- вырталова, К. Ю. Брешковская // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ: Материалы науч. конф. науч.-пед. работников, ас- пирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014.– С. 46–50. 3. Петухова-Левицкая, М. И. Здоровьесозидание участников образова- тельного процесса как психолого-педагогическая проблема / М. И. Пету- хова-Левицкая, М. А. Кувырталова // Современные проблемы науки и об- разования.– 2015.– № 4.– С. 189–193. 4. Соколов, П. История педагогических систем / П. Соколов.– СПб., 1913.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=