СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

73 стью, должно быть обращено серьезное внимание на воспитание тела и на воспитание чувств». В обуздании «штурма страстей» весьма важно разви- тие волевых качеств путем закаливания, воспитания «в строгой умеренно- сти и трезвости» [4, с.183]. Я. А. Коменский обосновывает миссию физического воспитания по- ниманием человека как части природы и, следовательно, необходимостью привития ему «правил для продолжения жизни». Среди условий, важных для физического развития человека, он выделяет правильное питание, фи- зические упражнения и игры. «Как дерево нуждается в постоянной, одна- ко, не чрезмерной влаге, так и тело нуждается в питании»…»; «как дерево нуждается в движении соков», так и тело – «в сильных движениях и уп- ражнениях» [4, с. 206]. «Физические игры и упражнения учат самооблада- нию, позволяют сдерживать «нетерпение и гнев» [Там же, с. 214]. Более системно изложил свою точку зрения на аксиологические и технологические аспекты физического воспитания ребенка Д.Локк. «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счаст- ливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека, большей частью, является делом его собственных рук. Тот, чей дух – нера- зумный руководитель, никогда не найдёт правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться впе- рёд по этому пути» [5, с. 40]. По мнению Д. Локка именно умеренность в пище, физическая закалка позволяют формировать такие качества как стойкость, «выдержанность по отношению к желаниям». В контексте понимания им добродетелей «За- дача воспитания – особенно закалить и приучить к строгой умеренности тело» для предотвращения «образования страстей» [4, с. 268]. Цель физи- ческого воспитания – «сделать организм сильным, «способным переносить всякие невзгоды, перемены и усталость» [Там же, с. 273]. Именно через закалку и формирование привычек физическое воспитание постепенно сближается с нравственным, духовным. «Тело здесь приучается сдержи- вать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа» [Там же, с. 273]. Придерживаясь стойкого убеждения в антрополого-гуманистических основах воспитания личности, Руссо отмечал, что «в человеке нужно рас- сматривать человека, в ребёнке – ребёнка». «Чувственные страсти всегда гнездятся в расслабленном теле» [4, с. 301]. Физическое воспитание помо- гает «упорядочить человеческие страсти сообразно с организацией челове- ка» [5, с. 47]. Развивая мысли своих предшественников, он подчеркивает роль за- калки для избегания заболеваний, полноценного развития организма. Фи- зические качества – одно из условий умственного и нравственного форми-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=