СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

72 ка в единстве биологического и социального. Данный подход «позволяет преодолеть односторонность в понимании цели и сущности образования с учетом главного его субъекта – ученика», при этом «школьное образова- ние рассматривается как ценностная характеристика пространства социа- лизации и самореализации личности, отражающее диалектическое единст- во и противоречие интересов общества и человека» [1, с. 31]. Теоретическую базу исследования составляют работы по истории физического воспитания, среди которых особое значение имеют труды Б. Р. Голощапова, Б. А. Базунова, А. А. Исаева. Интерес для выявления особенностей подходов к физическому воспитанию в России во второй по- ловине XX – начале XXI столетия с учетом регионального аспекта пред- ставляют исследования А. С. Трофимовой, З. М. Кузнецовой, А. Н. Поса- женникова, Б. В. Кимейша и др. В осмыслении генезиса историко-педагогических аспектов проблемы воспитания физических качеств личности ребенка особое значение при- надлежит разнообразным источникам, особенно трудам педагогов периода становления и развития в Европе научно-педагогического знания, призна- ние ребенка целью и ценностью воспитания. Они «живо и эмоционально передают дух времени; дают представления о ведущих педагогических идеях и концепциях различных исторических эпох; позволяют проследить преемственность во взглядах авторов на важнейшие теоретические поня- тия в области воспитания и образования; содействуют осознанию потреб- ности в актуализации наиболее существенных педагогических положе- ний…» [2, с. 47]. В контексте современных подходов к физическому воспитанию детей, формированию у них физических качеств личности интерес вызывает ак- туализация ряда идей мыслителей, разделяющих позиции гуманного от- ношения к ребенку, необходимость создания таких условий его целена- правленного воспитания, при которых он будет чувствовать себя полноценной личностью, обладающей физическим здоровьем, способной к самореализации в социуме. Обосновывая понимание физического воспитания в общем процессе формирования личностных качеств ребенка, М. Монтень особо подчерки- вал его связь с духовным и умственным воспитанием: «Образовывают…не одну только душу, или не одно тело, а всего человека,…как говорит Пла- тон, не надо делать одного без другого, но руководить тем и другим вме- сте, как парою лошадей, запряженных в одну повозку»; «физическая сила и выносливость значат столько же, сколько и мудрость, и сила души» [4, с. 169]. При этом он рекомендует применять физические упражнения и фи- зическое закаливание как действенные средства для развития физических качеств личности. В духе картезианской антропологии Р. Декарт также отмечает, что «в интересах ясного мышления и связанной с ним доброй нравственно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=