СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

46 альной стратификации, присвоения им определенного – высокого или низ- кого статуса, стабилизации их отношений, укрепления властных позиций. Физическую культуру как особое духовное образование следует рас- сматривать во взаимосвязи с другими формами культуры субъекта, его по- литическими, нравственными, эстетическими и правовыми ценностями, в системе которых складывается обобщенный образ телесности как обра- зец для подражания и социального управления. Великий английский фило- соф Т. Гоббс в гениальном трактате «Левиафан» обосновал категорию тело как исходный элемент не только природного, но и социального универсу- ма, выделил его как объект, обладающий атрибутом реальности [5, с.303]. В этом смысловом контексте парадоксы телесности приобретают особое значение для понимания роли физической культуры в современном ин- формационном обществе. В условиях виртуальной реальности стирается грань между объективным и субъективным, воображаемое принимается за действительное, искаженные, деформированные или идеализированные образы телесности воспринимаются реципиентами как реально сущест- вующие. Это разрушает традиционные нормы физической культуры, ее нравственные и эстетические основания. Пропорции красивого и здорово- го тела замещают уродливые формы телесности, символизирующие богат- ство и престиж, например, накачанные силиконовые губы или огромная грудь, которую создал дорогой пластический хирург. Используется фото- шоп для репрезентации нового идеального тела якобы радикально поху- девшей модной «иконы стиля». Серьезную опасность представляют образы страшных человекоподобных существ из анимационных и художествен- ных фильмов в стиле фэнтези, вызывающие неприятные чувства у многих зрителей, но популярные у детей и подростков. В их среде эти персонажи становятся образцами для подражания. Это человек – паук, женщина – кошка, человек – волк, многочисленные уродцы и гибриды, порожденные больной фантазией деятелей современного кинематографа и сети Интер- нет. Териоморфные мифы в новой оболочке оказались востребованы в ин- формационном обществе. Деструктивные процессы, происходящие в мас- совой культуре, производят негативное воздействие на репрезентацию телесности в физической культуре, регулятивно-нормативная функция ко- торой ослабевает и уже не может в полной мере направлять людей к клас- сическим стандартам телесности и организации здорового образа жизни, контролю над страстями и управлению своим телом. В ХХI веке все более наглядно проявляется противоестественное отношение человека к среде своего обитания, собственному телу и здоровью. Образы идеального человеческого тела, представленные в современ- ной культуре – в живописи и графике, искусстве танца и цирковой акроба- тике, продуктах рекламы и телевизионных каналов, далеко не всегда соот- ветствуют реальным пропорциям типичной человеческой фигуры. В профессиональном спорте, ориентированном на результат, а не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=