СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

43 ского вида. Поэтому важно обосновать методологию анализа роли физиче- ской культуры как фактора сложных процессов социокультурной динамики информационного общества, оказывающих противоречивое воздействие на телесное состояние человека. Отношение человека к своему телу обусловлено, прежде всего, его физиологическими потребностями, но в определенной степени всегда за- висело от культурно-исторического контекста. Осознание заботы о собст- венном теле как необходимого условия сохранения жизнеспособности определялось как законами природы через систему рефлексов, так и ме- няющимися нормами культуры, этноконфессиональными ритуалами, от- крытиями врачей и ученых. Ценность тела как основы здоровья и жизнен- ной силы, источника чувственных удовольствий и эстетического наслаждения была приоритетной для человека любой эпохи, что отрази- лось во многих трактатах, относящихся к различным культурно- религиозным традициям. Человек разумный стремился установить связь своих ощущений с законами мироздания, природными и социальными ус- ловиями. Натурализм как основа ранних философских учений был истоком древнегреческой, древнеиндийской, древнекитайской мудрости, содержа- щейся в древних текстах. На нем базировались известные мифологические системы народов всех континентов. М. Элиаде отмечает как их характер- ную черту аналогию человеческого тела как микрокосмоса Космосу: «Уподобление дом – тело – Космос возникает сравнительно рано» [1, с.108]. На примере индийской религиозной мысли он показывает основа- ния сакрализации тела в мифологии как первичном типе мировоззрения: «тело, равно как и Космос, в конечном итоге не что иное, как «положение», система жизнеобеспечения, данная человеку. Позвоночник уподобляется Космическому столбу (skambha) или Горе Меру, дыхание – ветру, пуп или сердце – «Центру Мироздания» и т. п. Однако аналогия проводится также между человеческим телом и ритуалом во всей его полноте: место жертво- приношения, жертвенная утварь, ритуальные жесты уподобляются различ- ным органам и физиологическим функциям»[2, с. 108]. Таким образом, тело человека включалось в религиозный культ, но не как объект поклонения, а как репрезентация жизненной силы Космоса. Сакрализация телесности, как считает М. Элиаде, обусловлена космическим символизмом мифов: «Помимо физиологических актов, расценивавшихся как действия, повто- ряющие божественные образцы, человеческие органы и их функции также приобретали религиозное значение и уподоблялись тем или иным космиче- ским районам или явлениям»[2, с.105]. Типичным примером уподобления человека Вселенной, пишет он, является уподобление женщины ниве или Матери-Земле, костей – камням, волос – траве, глаз Солнцу и Луне. Показательно, что в традиционном обществе жрецы практиковали изуверские обряды и религиозные ритуалы, нацеленные на соединение те-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=