СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

372 как основному компоненту деятельности ребенка – процессу игры, а не результату. Эффективность формирования интереса к занятиям баскетболом в значительной степени определяется характером взаимодействия «тре- нер-ребенок», основной задачей которого является выработка потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Только зная, что движет ребенком, его побуждениями, можно разработать эффективную систему методов управления поведением [1, с. 3–12; 4, с. 72–75]. Структурная характеристика мотивационной составляющей детей на первом году занятиями спортом является универсальной: все равно, каким видом спорта заниматься. И поэтому тренер сталкивается с динамичны- ми, сменяющими друг друга нестойкими мотивами, которые в первые два года занятий приводят к отсеву занимающихся (примерно до 40 %) чаще всего по причинам: «расхотелось», «перестало нравиться». Снижение отсева на этом этапе подготовки можно предотвратить, ес- ли знать основные факторы, влияющие на данный процесс. Основными мотивами занятий спортом и в частности баскетболом является наличие общих интересов в общении со сверстниками, направленные на создание благоприятного микроклимата в спортивном коллективе; уважение к тре- неру, проявляемое в личностных качествах и поведении; а также меро- приятия, расширяющие досуговую сторону тренировочного процесса. Ведущим видом деятельности тренера в формировании стойких моти- вов к занятиям баскетболом является – наполнение учебно-тренировочных занятий эмоциональной состав- ляющей, чтобы вызвать положительные эмоции радости и удовольствия; – организация досуговых мероприятий, в частности коллективных праздников; – создание ситуаций, в которых дети бы испытывали свою причаст- ность к команде и гордость за выполненную работу, личную ответствен- ность за ее результаты; – включение соревновательных моментов, в которых каждый мог бы показать свои возможности и способности; – обеспечение условий каждому члену команды проявить лучшие стороны своих возможностей: справиться с заданием, ощутить собствен- ную значимость; – стремление к формированию навыков взаимопонимания в группо- вой работе для создания слаженных действий команды. В самом учебно-тренировочном процессе преодолеть трудности мо- тивационного плана помогают занятия, построенные на учебно- дидактических играх, рассчитанных на увлечении ребенка к выполнению и решению какой-либо задачи в виде игры, позволяющие: – пробуждать интерес детей к игре; – проявить свои возможности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=