СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

360 головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого возникают пси- хологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, сниже- ние энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность прини- мать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудов- летворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обу- словливает развитие процесса эмоционального выгорания [3]. Для синдрома эмоционального выгорания характерно наличие соче- танных симптомов в психической, соматической и социальной сферах жизни. Каждый из симптомов обусловливает тип и степень выгорания. Следует отметить, что одновременное проявление всех симптомов как правило отсутствует, т.к. каждый человек индивидуален и по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Также индивидуальна и физиологи- ческая выносливость организма, которая влияет на соматические прояв- ления [1]. Теоретический анализ литературы не дал однозначного ответа на во- прос, что именно дает старт возникновению исследуемого синдрома. Мы делаем вывод, что на возникновение эмоционального выгорания оказывает влияние ряд факторов. Это и внешние обстоятельства, и внутренне состоя- ние человека, и личностные особенности, и стаж трудовой деятельности, и возраст, а также сочетание некоторых факторов в определенный отрезок времени [1,5]. Педагогическая деятельность отличается высокой эмоциональной во- влеченностью в учебный процесс, затратой значительной части энергии, а ресурсы для ее восполнения зачастую отсутствуют. Педагогу необходимо иметь высокое самообладание, навыки саморегуляции и хорошие меха- низмы сопротивления стрессу. На основании теоритического анализа литературы по проблеме иссле- дования и в соответствии с поставленной целью был подобран следующий диагностический инструментарий – Опросник эмоционального выгорания В. В. Бойко, Торонтская алекситимическая шкала TAS-26, Опросник пси- хического выгорания – Автор-разработчик Farber B. A . , автор адаптации - Рукавишников А. А., Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джек- сон, адаптирован Н. Е. Водопьяновой), Шкала субъективного благополу- чия (Г. Перуэ-Баду) Исследование было проведено базе МОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Щеки- но. Выборку составили 10 педагогов, имеющие стаж работы от 5 до 30 лет. Ниже в таблице 1 представлены результаты диагностики педагогов по методике «Диагностики синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=