СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

359 TO THE QUESTION ABOUT THE NECESSITY OF DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL BURNOUT TRAINER Abstract. The article presents the results of the diagnosis of emotional burnout of teachers of sports schools with experience from 5 to 30 years. The results of the study allowed to state the different degree of exposure of teach- ers to burnout, to outline the main targets of psychological impact in preventive work. To familiarize teachers with the concept of "professional burnout syn- drome", its causes, stages, methods of prevention; to teach the methods of psychical self-regulation; and to reduce the level of stress; to promote personal resource States; to form a setting for the preservation and promotion of mental health and well-being. Keywords: coach-teacher, emotional "burnout", stage, factors, prevention. Рост спортивных достижений во многом зависит от рационального построения эффективной системы подготовки юных спортсменов, которую можно определить, как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки на основе учета закономерностей формирования двигательных и психических возможностей детей и подростков и особен- ностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Обеспечить полноценное протекание подобного процесса может только высокопрофессиональный специалист, тренер. Педагогическая деятельность тренера-преподавателя насыщена, а по- рой пересыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с педагогической деятельностью вообще и специ- фикой спортивной деятельности в частности, с необходимостью и возмож- ностью повышенного эмоционального реагирования в различных ситуаци- ях взаимодействия. Профессионализм педагога спортивной школы, с одной стороны, за- висит от опыта и стажа работы; с другой, большие душевные и эмоцио- нальные затраты при работе с детьми и их родителями могут стать причи- ной возникновения синдрома эмоционального выгорания. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педа- гогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напря- женность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию при- знается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрома эмо- ционального выгорания [4]. Эмоциональное «выгорание» – процесс движущийся, проявляется не сразу, а постепенно, в зависимости от сформированности каждой из трех фаз: нервного напряжения, резистенции, истощения [2]. Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовле- творенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, исто- щению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=