СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

345 кой (направленной на ближайшие цели), так и перспективной (когда ста- вятся отдаленные последовательно достигаемые цели) [1]. Целеустремленный человек всегда ясно представляет перспективную цель, он проявляет сосредоточенность на решении как близких, так и дале- ких задач, концентрирует волевые усилия на преодоление всего, что меша- ет достижению намеченной цели. Целеустремленность также может опре- деляться увлеченностью своим делом, поэтому она может поддерживаться и интересами человека, и эмоциональной привлекательностью выполняе- мой деятельности. Такая излишне гипертрофируемая целеустремленность называется одержимостью. Смелость определяется В. К. Калиным, как способность при возник- новении опасной ситуации (для жизни здоровья, престижа) сохранять ус- тойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутст- вии снижения качества деятельности [2]. Решительность рассматривается А. Ц. Пуни как проявление воли, ко- торое характеризуется своевременностью и обдуманностью решений, своевременностью и обдуманностью их реализации в практических дейст- виях, отсутствием боязни принять на себя ответственность за решение и его исполнение [3]. Самообладание выступает как собирательная волевая характеристи- ка. Ее компонентами являются выдержка, смелость и отчасти решитель- ность. Это те волевые качества, которые связаны с подавлением отрица- тельных эмоций, вызывающих нежелательные для человек побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоциональ- ного поведения. Для изучения особенностей проявления волевых качеств у будущих учителей физической культуры в начале их профессионального становле- ния было проведено исследование среди студентов первого курса, педаго- гического направления подготовки ТГПУ им. Л. Н. Толстого («Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», Н. Е. Стамбулова). В исследова- нии приняли участие 48 студентов, из них 19 девушек и 29 юношей. Результаты исследования показали, что для подавляющего большин- ства студентов характерен средний, ближе к высокому, уровень развития целеустремленности (28 стандартизованных баллов). Гендерных различий в проявлении рассматриваемого качества выяв- лено не было. Количество лиц, имеющих высокую степень выраженности целеустремленности больше у юношей, чем у девушек (28 % и 21 % соот- ветственно). Лишь у 5 % девушек рассматриваемой выборки можно кон- статировать низкую степень выраженности рассматриваемого качества. Следовательно, будущие учителя физической культуры стремятся к достижению поставленной цели в большинстве ситуаций, имеют доста- точно ясную и определенную цель в жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=