СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

344 FEATURES OF MANIFESTATION OF STRONG-WILLED QUALITIES FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AT THE BEGINNING OF THEIR PROFESSIONAL FORMATION Abstract. The article provides a theoretical analysis of the concepts of "will", "strong-willed qualities" and presents the features of the development of strong-willed qualities of future teachers of physical culture at the beginning of professional formation. Keywords: will, strong-willed qualities, purposefulness, courage, self- control. Воля имеет существенное значение в процессе профессионального становления будущего учителя физической культуры. В качестве предпо- сылок для вхождения в профессию многие исследователи рассматривают наличие у студентов волевых качеств, необходимых для постоянного пре- одоления различных трудностей, встречающихся в ходе обучения в вузе. Несмотря на многочисленные исследования А. Ц. Пуни, В. И. Селива- нова, В. К. Калина, Е. П. Ильина, В. А. Иванникова и других ученых, за- нимающихся данной проблемой, нет общепринятого и однозначно трак- туемого определения воли. Волю рассматривают как волюнтаризм, как «свободный выбор», произвольная мотивация, как долженствование, как особая форма психической регуляции и как механизм преодоления внеш- них и внутренних препятствий и трудностей. Каждое из приведённых оп- ределений не претендует на полное или исчерпывающие раскрытие дейст- вительной природы воли, несмотря на то, что все они представляют собой отражение различных её сторон. Нам близка позиция Е. П. Ильина, рас- сматривающего волю, как сознательное и преднамеренное (произвольное) управление человеком своим поведением и деятельностью. Характеристиками проявления воли являются волевые качества. По мнению Б. Н. Смирнова, волевыми качествами личности называются кон- кретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий [4]. В качестве волевых качества Е. П. Ильин рассматривает особенности волевой регуляции, проявляющейся в конкретных специфи- ческих условиях, определяемых характером преодолеваемой трудности [1]. Выделяются «простые» (собственно волевые) и «сложные» (мораль- но-волевые) качества. Собственно волевые качества, в свою очередь, под- разделяются на две подгруппы. Первая включает в себя целеустремлен- ность, терпеливость, упорство, настойчивость, вторая – самообладание (смелость, выдержку, решительность) [1]. Каждое волевое качество имеет свои особенности проявления. Так по мнению Е. П. Ильина, целеустремленность – это сознательная направлен- ность личности на достижение более или менее отдаленной по времени це- ли. Н. Д. Левитов полагает, что целеустремленность может быть, как близ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=