СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

33 димость её роли в своей жизни. Известно, что регулярные занятия физиче- ской культурой способствуют не только укреплению соматического и пси- хического здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Следовательно, вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспи- тания [2]. ЗОЖ диктует необходимость соблюдения четырех правил: необ- ходимо правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Как средство формирования ЗОЖ физическое воспитание преподается в школе на протяжении всего периода обучения и осуществляется в многообразных формах (учебные за- нятия, занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечеб- ная физкультура, массовые оздоровительные, физкультурные и спортив- ные мероприятия). Все они направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного процесса, быта и отдыха обучающихся, что позволяет формировать навыки и привычки ЗОЖ. Формирование ЗОЖ является дли- тельным процессом, который осуществляется педагогами, врачами, совме- стно с родителями. Важно, что он должен носить систематический харак- тер. Только в таком случае можно ожидать положительный результат – сформированность особенных компетенций, специальных знаний, практи- ко-методических умений и способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Только полноценное пре- подавание предмета «Физическая культура» может служить реализации поставленных задач: развитие познавательного интереса к процессам, про- исходящим в организме при физической нагрузке; ориентирование обу- чающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение; стимулиро- вание желания заниматься физической культурой самостоятельно; воспитание у обучающихся положительных качеств личности, норм кол- лективного взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной деятель- ности [2, 3, 6]. Физическая культура, являясь важнейшим компонентом ЗОЖ, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и ук- реплению здоровья подрастающего поколения. Она влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека, развивая духовно-нравственные качества личности, усиливая мотивацию для саморазвития, совершенствуя социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды [1, 3, 5]. Физическая культура и спорт глубоко проникают в субкультуру в ка- честве социального института. Они способствуют самовоспитанию и само- совершенствованию, определяют личностное становление индивида и формируют образ его жизни. Физическое самовоспитание – это процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, который ориентирован прежде всего на формирование физической культуры лич- ности. Оно обычно сопряжено с другими видами самовоспитания – трудо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=