СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

329 5. Плечевая кость Блок Бедренная кость Головка, большой вертел, малый вертел, мыщелки, надмыщелки Четвертая группа включала задания, требующие навыков обобщения. Для выполнения задания студенту предлагалось подобрать общий термин, объединяющий оба понятия. Примеры заданий четвертой группы: 1. Ключица, лопатка … (кости пояса верхней конечности) 2. Голеностопный сустав, межфаланговый сустав… (блоковидные суставы) 3. Лопатка, грудина … (плоские кости) 4. Гороховидная кость, надколенник … (сесамовидные кости) 5. Кости запястья, кости предплюсны … (короткие кости) Применение заданий подобного типа на занятиях, по нашему мнению, способствовало не только овладению понятийным аппаратом дисциплины, но и более четкому восприятию инструкций, постановке целей, самокон- тролю, а также развитию словесно-логического мышления у студентов. Повторный мониторинг семантической памяти, проведенный после апро- бации заданий показал, что в группах время выполнения заданий досто- верно не изменилось, однако при этом количество правильно восстанов- ленных пар увеличилось в первой группе в среднем до 8, во второй – до 5, т.е. по обеим группам показатель оказался в пределах или на краю физио- логической нормы, соответственно. Семантическая память, основанная на предварительном осмыслении запоминаемого материала, эффективнее механической, хотя бы потому, что не требует многочисленных повторений запоминаемого материала. Однако противопоставление осмысленной (логически-смысловой) и ме- ханической памяти недопустимо, несмотря на то, что они характеризуют- ся разной структурой сохранения и разными характеристиками воспроиз- ведения [2]. Так, например, грамотно и рационально организованный процесс механического запоминания также может привести к сокраще- нию количества повторений. Основным преимуществом семантической памяти по нашему мнению служит то, что она позволяет хранящуюся в памяти информацию переосмысливать и применять ее разнопланово, что превращает учебную деятельность студента в творческий процесс. При этом достаточно высокий уровень развития механической памяти у студента не только не препятствует его интеллектуальной деятельности, а, напротив, способствует ей [3]. Однако, это становится возможным только в том случае, когда механическая память не подменяет собой се- мантическую, приводя в результате к отсутствию у студента навыков ак- тивного, направленного мышления, а помогает ему в период, когда перед ним возникает потребность в обработке большого объема информации в единицу времени. В таком случае навыки автоматизированного механи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=