СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г
326 эта память играет в процессе обучения в школе и вузе [2]. При овладении компетенциями по дисциплине Анатомия человека именно этот вид памя- ти на начальных этапах служит основой для усвоения анатомической тер- минологии в каждом из разделов дисциплины. Аналогично тому, как чело- век овладевает родным языком и пользуется им, студент, благодаря механической памяти, овладевает навыками общения с использованием анатомической терминологии. Механическая память на слова необходима для запоминания названий костей скелета, скелетных мышц, других орга- нов и их отдельных частей. В любом вузе студент механически запоминает много данных, осмысление которых затруднило бы его учебу. Творческая деятельность нуждается в развитой и богатой механической памяти. Меха- ническая память на план изложения элементов строения того или иного ор- гана, на заранее подобранные выражения и примеры помогает отвечающему студенту сосредоточить внимание на содержании и логике материала. Результаты статистической обработки показателей мониторинга ме- ханической памяти студентов-первокурсников представлены в таблице 1. Анализ показателей объема механической памяти позволяет разделить ис- пытуемых на 4 группы. В первую группу вошли 3 % студентов, принявших участие в исследовании, во вторую – 36 %, в третью – 54 %, в четвертую – 7 %. При этом в двух группах показатель объема механической памяти со- ответствует или превышает физиологическую норму (7±2), а в двух – ока- зывается на границе или ниже физиологической нормы. Выявленные нами особенности механической памяти студентов 3 и 4 групп, по нашему мнению, могут быть либо отражением процесса утомле- ния нервных центров, в первую очередь зрительных, либо свидетельство- вать о недостаточной степени развития данного вида памяти в его сенси- тивном периоде. Напротив, увеличение времени выполнения теста, стабильность небольшого числа допущенных ошибок или инверсных вво- дов может указывать на то, что воспроизводимость в 1 и 2 группах повы- шена, что и выражается в увеличении объема механической памяти. Таблица 1 Статистические результаты мониторинга механической памяти Группа Количество правильно выполненных заданий, % Время выполнения теста, с Количество ошибок и инверсных вводов 1 90±1,28 46±3,13 2±1,28 2 66±0,84 38±1,91 3±0,77 3 41±0,26 35±3,53 5±1,53 4 15±2,33 25±4,36 7±1,75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=