СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

323 полняемых действий. И, наоборот, более низкий показатель продуктивноcти произвольного внимания отражает либо небольшую скорость переработки информации, либо невысокую точность дейcтвий. Показатель точноcти про- извольного внимания как совокупный показатель, отражающий количество пропущенных и неверно отмеченных знаков, в первой группе оказался дос- товерно ниже, чем во второй. Анализ количества ошибок, допущенных сту- дентами в корректурной пробе, обнаружил достоверный рост числа пропу- щенных знаков в первой группе. Число неверно отмеченных знаков в обеих группах достоверно не различается. Таким образом, очевидно, что более вы- сокие значения показателя продуктивности произвольного внимания студен- тов первой группы связаны только с увеличением количества просмотренных знаков в ущерб точности, и, следовательно, не могут указывать на истинный рост продуктивности произвольного внимания. В то же время, более низкий показатель продуктивности произвольного внимания у студентов второй группы, при достоверно более высоких показателях точности, а также при отсутствии достоверных изменений количества неверно отмеченных знаков и при наличии достоверного снижения количества пропущенных знаков по сравнению с первой группой, может свидетельствовать о более высоких по- казателях продуктивности произвольного внимания студентов этой группы. Описанные результаты, по нашему мнению, могут свидетельствовать о неустойчивости психоэмоционального состояния студентов-первокурс- ников, вошедших в состав первой группы (таких оказалось 23 % от числа студентов, принявших участие в исследовании). Для выполнения работы, требующей концентрации внимания, студентам этой группы требуется значительное волевое усилие, при этом возникает напряжение психиче- ских процессов, которое приводит к развитию утомления [3]. Полученные нами данные продуктивности и точности произвольного внимания первокурсников могут способствовать выявлению у студентов индивидуальных особенностей или недостатков произвольного внимания в процессе обучения и могут быть своевременно направлены на целена- правленную, индивидуальную психолого-педагогическую помощь в ходе педагогического процесса. Литература 1. Бердников, Д. В. Внимание как специфический психофизиологиче- ский процесс регуляции целенаправленной деятельности / Д. В. Бердников // Журнал фундаментальной медицины и биологии.– 2017.– № 4.– С. 21–29. 2. Ерусева, О. В. Роль внимания в развитии познавательных процес- сов / О. В. Ерусева // Научные исследования в образовании.– 2009.– № 1. 3. Мачинская, Р. И. Нейрофизиологические механизмы произвольно- го внимания / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова.– 2003.– № 53 (2).– С. 133–151.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=