СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

322 предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и дви- гательной деятельности индивида. Оно определяет точность и детализа- цию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, т. е. качество и результаты всей произвольной активности человека [1]. Мониторинг произвольного внимания студентов 1 курса в нашем ис- следовании проводили с применением корректурной пробы, адаптирован- ной для компьютера. Таблица корректурной пробы включает 960 буквенных символов (40 строк по 24 буквы) и устойчива по частоте встречаемости букв К и Е, которые, в соответствии с методикой, необходимо отмечать курсором в каждой строке. В ходе пробы осуществляется автоматическая регистрация числа просмотренных, правильно вычеркнутых, пропущенных и ошибочно вычеркнутых букв. На основании данных рассчитываются показатели про- дуктивности и точности выполнения пробы. Показатели произвольного внимания студентов-первокурсников по- зволяют оценить функциональное состояние нервной системы студентов в период их адаптации к стрессу, вызванному началом обучения в вузе и необходимостью переработки большого объема учебной информации в единицу времени [4]. Неустойчивое психоэмоциональное состояние пер- вокурсника может изменить показатели его произвольного внимания, при- вести к росту числа допускаемых ошибок, и, в свою очередь, оказать нега- тивное влияние на процессы познавательной деятельности. Результаты обработки показателей корректурной пробы представлены в таблице. Анализ показателей продуктивности произвольного внимания обнаружил достоверные различия по двум группам студентов. Cтатиcтичеcкие результaты мониторингa произвольного внимaния Группа Продуктивность произвольного внимания, количество знаков Точность произвольного внимания, в долях Количество пропущенных знаков Количество неверно отмеченных знаков 1 438±5 0,72±0,04 13±3 7±2 2 342±7 0,87±0,05 6±2 5±1 В первой группе показатель продуктивности произвольного внима- ния, как совокупный показатель, отражающий точность действий и число просмотренных знаков, в среднем выше на 28 % по сравнению со второй группой. Более высокий показатель продуктивноcти произвольного внима- ния может демонстрировать с одной стороны большую cкорость переработки информации иcпытуемыми (в нашем случае иcпытуемые первой группы за отведенное время уcпевали проcматривать большее количеcтво букв), а, с другой cтороны, может быть cвязан c более высокой точноcтью вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=