СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

262 В 1861 году В. Броком был открыт левополушарный центр речевой моторики. Именно с его открытия и стартовало изучение феномена функ- циональной асимметрии, который и сегодня пользуется большим неуга- сающим интересом современных ученых. Представленный тезис нашел множественные подтверждения в публикациях, посвященных генетиче- ским и социокультурным факторам, связанным с формированием функ- циональной асимметрии, а также оценке ее влияния на различные виды че- ловеческой деятельности, в том числе и на физическую [2]. В тхэквондо, как в одном из видов единоборств, существует потреб- ность построения тренировочного процесса с учетом функциональной мо- торной асимметрии [1, с. 120–122]. Функциональная асимметрия находит проявления в различных систе- мах организма. Среди ее основных видов можно назвать психическую, сенсорную и моторную. Для тренеров и педагогов в спорте самой важной и интересной является моторная асимметрия, поскольку именно она ока- зывает влияние на технические спортивные характеристики. Моторная асимметрия выражается в неравномерном функционировании рук, ног, половин лица и туловища, участвующих в двигательном поведении и формирующих его выразительность. Как правило, функциональная асимметрия учитывается при определе- нии методики технического обучения в соответствии с преобладанием нагрузки на ту или иную систему восприятия информации – мышление, во- ображение, память, внимание и т. д. Функциональная асимметрия непосред- ственно влияет на качество выполнения того или иного действия и как след- ствие - на спортивную результативность и достижения. Также стоит принять во внимание, что при изучении работ авторов, занимающихся вопросом функциональной асимметрии в различных видах спорта, встречаются диаметрально противоположные мнения. Одни ут- верждают, что асимметрия может быть полезна, другие – что от нее воз- можен только вред. В результате применительно одного и того же вида спорта встречаются как методики, направленные на сглаживание проявле- ний асимметрии, так и на акцентирование на ней. Что касается асимметрии именно в плоскости спортивных единоборств, то в ходе анализа специали- зированной литературы был сделан вывод, что в данном случае рассматри- ваются факторы, которые имеют опосредованное, косвенное влияние на сами двигательные действия и на общий спортивный результат. Функцио- нальная асимметрия в единоборствах может как улучшать, так и ухудшать конечный результат действия в зависимости от цели его исполнения и точ- ки отсчета его результативности. В процессе одного двигательного дейст- вия может быть задействована доминирующая конечность, а в процессе другого – отстающая. При совершении определенных действий у правору- кого человека роль доминирующей может выполнять левая рука.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=