СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

234 успешного протекания лечебного процесса необходимо, чтобы данный подход был полностью соотнесен с лечебным планом и оздоровительными задачами. Содержание самого процесса можно описать не только в общих чертах, но и конкретизировать некоторые моменты, являющиеся ключе- выми в решении поставленных задач. Во-первых, само исходное положе- ние, сидя на лошади, имеет огромное влияние на изменение состояния ре- бенка с ДЦП. Максимально удобное положение – необходимое условие для оптимального двигательного тренинга. Для улучшения координации туловища необходимо стабилизировать мышечный тонус. Это достигается посредством положения верхом и его составляющих, которые сдерживают рефлексы. Положение лежа на шее лошади уменьшает нагрузку на позво- ночник, сгибает тазобедренные суставы, позволяя рукам свободно свисать, обхватывая шею животного. Так достигается расслабление плечевого пояса и мышц головы. Положение лежа на спине – другой метод расслабления. Позвоночник не испытывает давления, тазобедренные суставы выпрямлены, плечевой пояс и руки разогнуты, а голова откинута назад, что позволяет нормализовать мышечный тонус пациента. Конечный результат данных приемов должен привести к стабилизации исходного положения в выпрям- лении туловища и достижения функциональной готовности мышц. Во-вторых, в процессе иппотерапии важно уделять внимание положе- нию головы и конечностей пациента, потому как от расположения разных частей тела, сидя верхом, зависит функционирование опорно-двигательного аппарата, а значит и его развитие. Например, упражнения, направленные на контроль за положением тела, являются важной составляющей лечебного процесса для детей с ДЦП и аутизмом. Среди подобных упражнений можно выделить как пассивные (выполнение при помощи иппотерапевта, когда он держит голову пациента в нужном положении, сидя сзади него верхом на лошади), так и активные (пациент самостоятельно проделывает упражне- ния, в частности на расслабление). Эффективным оказывается смена пас- сивной стабилизации головы при помощи рук иппотерапевта и выполнени- ем ребенком упражнений под ритмичные движения лошади. Кроме того, при работе с детьми с заболеванием ДЦП и аутизмом немаловажную роль играет использование различных предметов (мячи, кольца, кубики) для улучшения восприятия и развития мышления. Так, даются задания, имею- щие целевую направленность. К примеру, держащий в руках мяч ребенок должен положить на рядом стоящий предмет, находящийся на одном уров- не с лошадью. Таким образом, мы видим, что иппотерапия обладает разно- образными лечебными средствами, которые положительно влияют не толь- ко не анатомно-физиологические особенности пациента, но и обогащают его духовно, тем самым пробуждая стремление к жизни. Отметим, что практическое применение иппотерапии как метода реа- билитации детей с ДЦП и аутизмом достаточно развито в регионах нашей страны. В частности, в Тульской области существуют реабилитационные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=