СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

228 ся баланс. Формирование и удержание необходимой позы одно из важных условий для юного пловца. Следующим уровнем в иерархии построения плавательных навыков явля- ется уровень «В» («таламопалидарный»). Этот уровень носит название совме- стных действий и штампов. Он характеризуется тремя функциями. Во-первых, он прекрасно приспособлен к руководству широким спектром движений с уча- стием большого количества мышц и суставов, скоординированных в своих дей- ствиях. Во-вторых, отвечает за ритмическую организацию данных движений. Третья его функция заключается в возможности копировать движения [3, 4, 5]. Значение этого уровня для развития плавательных навыков одно из определяющих, поскольку большинство движений нуждаются в наличии высококоординированных, повторяющихся двигательных формулах. Третий по счету уровень «С» («пирамидностриальный»). Обеспечива- ет построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объекта [3, 4, 5]. Отличительной чертой этого уровня является переключение с внут- ренних ощущений на внешнее содержание, т. е. выполнение упражнений с помощью зрительного контроля. Безусловно такой способ содействует овладению большим объёмом информации и значительно расширяет возможности ребёнка. Следует от- метить, что энергетические затраты на зрительный контроль бывают на столько высоки, что они блокируют естественную работу координаций первых двух уровней и тем самым движение может временно искажаться (первое время выполняться с большим количеством ошибок). Уровень «Д» («теменно-премоторный»). Уровень работы с предметами. Возникновение осмысленных действий [3, 4, 5]. Стоит отметить, что на данном уровне происходит не сколько приспособление к водной среде, сколько выраба- тывается умение использовать её свойства (так называемое чувство воды). Тоже самое можно отнести к выработке способностей использовать разные вспомога- тельные средства по назначению при выполнении упражнений. Одна из особенностей этого уровня способность выполнять разные двигательные действия правой и левой стороной тела. Самый высший уровень организации движений – «Е». Обеспечивает интеллектуализацию двигательного поведения. Действия этого уровня ос- новываются на образном мышлении [3, 4, 5]. При выполнении упражнений юные пловцы способны по вербальным и невербальным сигналам скоррек- тировать качество двигательного действия. Помимо этого, дети способны интерпретировать упражнения в процессе игрового взаимодействия. Таким образом, применение уровневого подхода является одним из эффективных условий для обучения плаванию детей старшего дошкольно- го возраста с общим недоразвитием речи. Применяя модель Н. А. Берн- штейна мы получаем возможность понять закономерности формирования пла- вательных навыков у детей с аномалиями и построить обучающий процесс

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=