СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г
227 равновесия без вспомогательных средств. На третьем этапе («Ныряние и сколь- жение в воде») мы делаем акцент на скольжение по поверхности воды с вспо- могательными средствами и без них. Четвёртый этап («Скольжение на поверх- ности воды на груди и спине выполняя попеременные движения ногами в согласовании с дыханием») включает в себя упражнения на формирование техники движения нижними конечностями с вспомогательными средствами (плавательная доска, бортик бассейна и т. д.) и без, в положении на груди и спи- не в согласовании с дыханием. На заключительном, пятом этапе мы обучаем детей плаванию кролем на груди и на спине в полной координации. Развитие двигательных навыков на каждом из этапов обучения осуществляется по пути преемственности и этапности, т. к. для развития определённого навыка необхо- димо накопление произвольных движений, определяющих будущий элемент. Организацию педагогического процесса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы предлагаем выстраивать с опорой на сохранные движения и двигательные функции. Как правило центры этих функций сосредоточены в нижележащих церебральных уровнях управления движениями. На начальном этапе плавательные действия ребёнка форми- руются по подражанию, либо с применение метода «кондуктивного» вы- полнения упражнения (выполнение руками ребёнка при активной помощи взрослого). Если в процессе освоения движений технические элементы мо- гут выполняться ребёнком по словесной инструкции, либо по словесному описанию это свидетельствует о переходе на более высокий неврологиче- ский уровень. Далее работа по развитию двигательных навыков реализуется путём дробления плавательных действий на простые элементы, с опорой на нижележащие неврологические уровни управления движениями [3, 4, 5]. В соответствии с предложенной стратегией коррекционных воздейст- вий на каждом из этапов, мы берём за основу многоуровневую систему по- строения движений Н. А. Бернштейна. В свете этой теории любое произ- вольное движение состоит из пяти уровней и представляет собой иерархическую систему. Каждый уровень имеет связь с определённым участком головного мозга, что обуславливает его специфику функционирования в движении. Попытаемся дать краткое описание работы многоуровневой системы при построении плавательных навыков. Уровень «А» («руброспинальный»). Согласно теории Бернштейна, этот уровень заключается в готовности мышечной системы к восприятию сигнала из мозговых центров, для его дальнейшего выполнения, в том чис- ле за счёт предвосхищения [3, 4, 5]. Данный уровень обеспечивает выполнение всех движений, своего ро- да фон, который позволяет чувствовать все его составляющие как единый функциональный орган. Части тела, которые принимают участие в двига- тельном акте должны ощущаться как целое, «связаны неразрывной лини- ей». Между мышечным напряжением и расслаблением должен соблюдать-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=