СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

226 нические требования к проведению занятий, для детей разного возраста, разного уровня подготовленности и групп здоровья. Однако в сущест- вующих методиках не учитываются особенности психомоторного и пси- хического развития детей с аномалиями. В лучшем случае в них описыва- ется необходимость выстраивать процесс обучения с учётом специфики первичных и вторичных нарушений развития и приводятся данные обще- педагогического и дефектологического характера. Категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуется низким уровнем психической и речевой активности, что затрудняет обуче- ние двигательным действиям и, в частности, плаванию. Этим детям трудно воспринимать информацию по словесной инструкции, трудно выполнять тонкие и точные движения, двигательные навыки неустойчивы. Для пре- одоления этих трудностей педагогу приходится строить занятие с учётом накопленного опыта и опорой на профессиональные знания, т. к. алгорит- ма действия в таких условиях не разработано. Зачастую инструкторы по плаванию руководствуются соображением «не навреди», необоснованно снижают нагрузку, либо начинают увеличивать образовательную нагрузку за счёт увеличения количества повторений. Важно понимать, что процесс обучения плаванию должен быть про- думан и проанализирован педагогом в зависимости от особенностей кон- кретного ребёнка. Однако этот процесс осложняется тем, что ни в психо- логии, ни в теории физической культуры не разработано направление психология двигательной активности аномально развивающегося ребёнка. В связи с этим мы провели наблюдение за динамикой формирования пла- вательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР (методи- ка описана в [1]) и сопоставили с их результатами обследования психомо- торного развития (методика описана в [2]). Полученные результаты натолкнули нас на возможность организовать обучению плаванию с опо- рой на теорию Н. А. Бернштейна о многоуровневом построении движения. Перед описанием уровневого подхода к обучению плаванию обозна- чим некоторые методологические основания построения педагогического процесса. Мы предлагаем организовывать процесс обучения плаванию кролем на груди и спине из 5-ти этапов, на каждом из которых последовательно решаются поставленные задачи, начиная от ознакомления со свойствами воды и заканчивая плаванием в полной координации. На первом этапе обучения («Освоение со свойствами воды») решаются задачи по формиро- ванию следующих навыков: свободное, безбоязненное передвижение в во- де; опускание лица в воду; погружение в воду с головой; открывание глаз под водой; овладение правильным дыханием. Второй этап обучения («Ов- ладение навыками статического плавания») заключается в обучении стати- ческому плаванию: выполнение упражнений по сохранению равновесия на поверхности воды с неподвижной и подвижной опорой, а также сохранение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=