СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

218 Я-концепция»), которую относят к важнейшим психическим новообразо- ваниям студенческого возраста. Когнитивный компонент профессиональ- ной идентичности включает в себя представления о профессионально- важных качествах [1]. Идентичность («Я-концепция») является многокомпонентным лично- стным образованием, шкала его анализа включает в себя множество харак- теристик, которые можно объединить в семь обобщенных показателей : «социальное Я», «коммуникативное Я», «физическое Я», «материальное Я», «деятельное Я», «рефлексивное Я», «перспективное Я». Отдельно рас- сматривают проблемную и ситуативную идентичность. Наибольшее внимание, из множества возможных идентичностей, мы уделили профессиональной идентичности. Этот вид идентичности может быть выражен прямым определением (явная и принимаемая идентич- ность), косвенным образом (менее осознаваемая идентичность) или не выражен совсем (отсутствие прямых или косвенных характеристик, что свидетельствует о неразвитости соответствующей идентичности). По субъективной оценке ответов можно определить положительное, отрица- тельное или нейтральное отношение самих испытуемых к их идентично- сти. Наряду с этим, для нас было важно количество характеристик, соот- ветствующих профессиональной идентичности (чем больше ответов, соответствующих профессиональной идентичности написал испытуемый, тем больше он идентифицирует себя с будущей профессией) и порядок их написания (чем выше в списке находятся характеристики идентичности, тем больше этот вид идентичности развит, тем в большей мере он актуализиро- ван в сознании, является более осознаваемым и значимым для субъекта). Исследование профессиональной идентичности было проведенного среди студентов первого курса педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В исследовании принимали участие 46 студен- тов первого курса факультета физической культуры. Для определения идентичности личности студентов нами применялся тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» [2]. Испытуемые на чистом лис- те бумаги должны были не только составить список ответов на вопрос «Кто я?» но и выразить свое отношение к данным ответам. По результатам обработки полученных данных у студентов первого курса ФФК наибольшее количество характеристик относится к экзистен- циальному "Я". На вопрос «Кто я?» 78 % студентов ответили «человек», «индивид», «личность», «самодостаточная личность», «социальное суще- ство», «биосоциальное существо», «живое существо», «индивидуаль- ность», «индивидуум», поместив эти характеристики в начало списка, т. е. показали важность этих качеств для их «Я-концепции». На втором месте (69 % студентов первого курса ФФК) отметили каче- ства, которые можно отнести к косвенным характеристикам профессио- нальной идентификации. Это ответы «спортсмен», «человек, который лю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=