СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

196 Изучая представленность волевого компонента в Я-реальном и Я- идеальном девушек использовалась проективная методика «Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е. С. Романовой и С. Ф. Потемкиной, а также в адаптации Дж. Бука). Самооценка выраженности и генерализованности волевых качеств де- вушек изучалась с помощью методики «Самооценки волевых качеств сту- дентов-спортсменов» (Н. Е. Стамбулова). И, наконец, реализацию волевого компонента Я-концепции в деятельно- сти мы изучали с помощью методики диагностики воли (К. К. Платонова). В исследовании приняли участие 102 девушки в возрасте от 17 до 22 лет. Из них 44 девушки занимаются различными видами физкультурно- спортивной деятельности, 32 – танцами (форма активной художественной деятельности), и контрольная группа – 26 девушек, которые не занимаются целенаправленным физическим самосовершенствованием. При обработке полученных результатов были использованы мето- ды: попарного сравнения значимости различия средних показателей ме- жду группами с помощью t-критерий Стьюдента для двух независимых выборок, непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса и диспер- сионный анализ. Были получены следующие результаты: подтвердилась гипотеза о том, что для девушек, которые не занимаются целенаправленным физи- ческим самосовершенствованием, характерно меньшее развитие волевого компонента Я-концепции, чем для девушек, занимающихся физическим самосовершенствованием. В частности, были выявлены значимые различия на уровне 5 % по шкале саморуководства и генерализованности смелости, на 1 % уровне по выраженности таких волевых качеств, как целеустремленность, смелость, настойчивость, самостоятельность и самообладание, а также генерализо- ванности целеустремленности и самостоятельности. Следует отметить, что выраженность означает потенциально высокий максимум проявления ка- честв, который девушки способны демонстрировать, а генерализованность – реальное поведение по применению этих волевых качеств в разных сферах жизни и при решении различных проблем и ситуаций (таблица). Таблица Результаты сравнения показателей волевых качеств личности девушек, занимающихся и не занимающихся целенаправленным физическим самосовершенствованием Шкалы t р Выраженность Целеустремленность 3,4 p≤0,01 Смелость/решительность 3,6 p≤0,01

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=