СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

195 Известно, что идеальной моделью для реализации волевых усилий яв- ляются занятия физкультурой, танцами, спортом, где человеку приходится преодолевать ряд внутренних и внешне напряжённых ситуаций для дости- жения результата. В ходе нашего исследования мы предположили, что су- ществуют следующие различия в особенностях проявления волевого ком- понента Я-концепции девушек, занимающихся различными формами физического самосовершенствования: 1) для девушек, которые не занимаются целенаправленным физиче- ским самосовершенствованием, характерно меньшее развитие волевого компонента Я-концепции, чем для девушек, занимающихся физическим самосовершенствованием; 2) девушки, отдающие предпочтение спортивным формам целена- правленного физического самосовершенствования (физкультурно-спор- тивная деятельность), обладают большей развитостью волевого компонента Я-концепции в сравнении с девушками, занимающимися художественны- ми формами самосовершенствования. Методологические основания: теоретические подходы к Я-концепции как устойчивому образованию, которое складывается на протяжении всей жизни и на которое оказывают влияние социальные нормы и реакции дру- гих людей, это конфликт между установками личностного «Я», возникши- ми под воздействием окружающих и непосредственным опытом индивида (К. Роджерс, Р. Бернс, B. C. Агапов), также – теоретические положения, в которых воля рассматривается как детерминанта поведения и, в то же время, развивается в деятельности (Е. П. Ильин, Л. Г. Авдонина, О. В. Алек- сеев). И, наконец, целенаправленное физическое самосовершенствование (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов, Е. П. Ильин) понимается как процесс соз- нательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формиро- вание физического образа человека. Таким образом, волевой компонент Я-концепции рассматривается как специфическая, сложная, динамическая система психической регуляции деятельности личности, направленной на достижение цели, а также как осо- бая форма внутренней активности субъекта, сложная функциональная сис- тема интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов [1]. Для исследования компонентов самоотношения в Я-концепции, свя- занных с волевой регуляцией поведения, проведенного совместно со Д. В. Скрипкой, использовался Тест-опросник cамоотношения (В. В. Сто- лин, С. Р. Пантелеев) имеющий 3 шкалы – глобальное самоотношение, са- моконтроль, самоуважение. Для исследования волевых характеристик в Образе Я девушек исполь- зовалась проективная методика «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда). Для изучения самооценки волевых качеств девушек, которые занима- ются разными формами целенаправленного физического самосовершенст- вования – Личностный семантический дифференциал.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=