СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

160 но-профессиональная деятельность с использованием педагогических тех- нологий, не учитывающих возрастные особенности развития, приводят к хронической стрессовой ситуации, в результате которой развивающейся организм и личность молодого человека не справляются с неадекватными нагрузками. Постоянное переутомление, истощение резервов организма и психики негативно сказывается на состоянии психологического здоровья учащейся молодежи. Появились так называемые дидактические заболева- ния личности (В. А. Ананьев, И. В. Дубровина, И. Ш. Мухаметзяноф, Э. М. Ка- зин, Н. Э. Семенкова, В. П. Казначеев). Чрезмерные нагрузки приводят сначала к формированию дисфункций, а затем к стойким нарушениям различных физиологических и психических по- казателей. Наблюдения свидетельствуют, что учебно-профессиональная дея- тельность студентов составляет в среднем более 10 часов в день. Они спят не более семи часов в сутки, а учебные задания обычно выполняются по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. В тоже время, в современной психологии здоровья и педагогики выс- шей школы выработано понимание необходимости сохранения здоровья личности студентов. В научной литературе накоплен богатый исследова- тельский материал, посвященный проблеме здоровьесбережения студентов [3, 4]. Большое значение приобретает внедрение инновационных психоло- го-педагогических технологий, расширения средств здоровьесбережения за счет нетрадиционных техник и методик. Однако, в современной высшей школе не раскрыты в полной мере возможности применения нетрадицион- ных средств оздоровления, таких как йога и дыхательная гимнастика. К насущным проблемам современной педагогики оздоровительной на- правленности следует отнести: отсутствие специалистов, владеющих нетра- диционными средствами оздоровления; необоснованное применение послед- них; недооценка значимости восточных методик и практик для укрепления здоровья личности студентов. Теоретическими основами разработки данной проблемы являются: – представления о здоровье человека, как о сложном динамичном со- стоянии, включающем соматический, физический, психический, психологи- ческий компоненты (В. А. Ананьев, В. М. Бехтерев, И. В. Боев, Б. С. Братусь, И. В. Дубровина, С. С. Корсаков, Б. Д. Карвасарский, И. Ш. Мухаметзянов, В. Н. Мясищев, Г. С. Никифоров, Н. К. Смирнов); – современные идеи и научно-теоретические положения по сохране- нию и укреплению здоровья в системе высшего образования (Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, Ю. И. Родин, В. П. Казначеев); – представления о восточных практиках как методах сохранения психо- логического здоровья студенческой молодежи (Г. С. Никифоров, Ю. И. Ро- дин, Д. С. Метелкина, А. В. Шувалов и др.). В основу данного направления положено понимание здоровья челове- ка как комплексного, многомерного, динамического состояния, развиваю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=