СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

14 и антропометрических размеров (рост, масса тела, окружность грудной клетки в трех позициях, ЭГК, ЖЕЛ, ФЖЕЛ, функциональные пробы Штанге и Генчи). Исследование проводилось под руководством доктора биологических наук профессора Панфилова О. П. Экспериментальными площадками яв- лялись Центры образования № 2 и № 42 (детские сады №№74; 79 и 97). Анализируемые показатели были распределены на 9 возрастных групп (этапов) с интервалом в 6 месяцев: 3 года (2, 700–3,199); 3,5 года (3,200–3,699); 4 года (3, 700–4,199); 4,5 года (4,200–4,699); 5 лет (4,700– 5,199); 5,5 лет (5,200–5,699); 6 лет (5,700–6,199); 6,5 лет (6,200–6,699); 7 лет (6,700–7,199). В каждой возрастно-половой группе было обследовано до 60 человек. Количественно оценивание результатов проводилось по формуле (1): Об = (Х –Хср)/g +3, где Об – оценка в баллах; Х – результат тестирования; Хср – среднестатистический результат; g – стандартное от- клонение. Бальная система оценок позволяет унифицировать индивиду- альные показатели, сравнивать их между собой независимо от единиц измерения и комплексно оценивать общее физическое состояние и двига- тельную подготовленность детей. Анализ результатов исследования свидетельствует об отсутствии раз- личий между девочками и мальчиками по параметрам роста и массы тела. Однако в последнем случае практически во всех возрастных группах отме- чается четкая тенденция превышения массы тела у мальчиков, в отдельных случаях достигая значимой величины. В период от 3 до 7 лет показатели окружности груди в паузе на вдохе, выдохе увеличиваются в пределах 9,4 – 14,5 %. Более существенно возрастает экскурсия грудной клетки (с 1,9 +- 0,11 в 3 года до 4,8+-0,21см к 7 годам) с превышением (4,8+- 0,17см. и 4,0+-0,18см.; p<0,001) у мальчиков. К этому же возрасту выявляются су- щественные различия между девочками и мальчиками в показателях фор- сированного выдоха в первую секунду, жизненного индекса и индекса Эрисмана. Отсутствуют различия в гармоничности телосложения. Стабильная положительная динамика выявлена как у девочек, так и мальчиков в периоде от 3 до 7 лет в приросте моторных функций и фи- зических качеств. При этом, более чем в 80 % случаях мальчики имели статистически значимое превосходство по сравнению с девочками. Вместе с тем, в показателях гибкости преобладание девочек весьма очевидно. Это преимущество при гетерохронной структуре на всем протяжении девяти- этапного периода наблюдения, более возрастает (p<0,05) от 5,5 до 7 лет. Таким образом, подтверждается специфика и гетерохронный характер в физическом и моторном развитии детей дошкольного возраста (Д. А. Фар- бер, М. М. Безруких, А. Г. Хрипкова, В. Д. Сонькин). Выявленная умерен- ной тесноты взаимосвязь (r = 0,66 – 0,73) между исследуемыми показате- лями в младшем и отчасти в среднем дошкольном возрасте (особенно у девочек), в старших группах значительно снижается (до r =0,232 – 0, 137),

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=