СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

134 жде всего, различным толкованием инклюзивного образования, его смы- словой направленностью, приоритетными проблемами, содержанием, методологическими установками, проблемами развития детей с ОВЗ, по- лезностью инклюзии для всех ее участников и т. д. Теоретические иссле- дования, преимущественно, ориентированы на изучение социально-психо- логических, психолого-педагогических, правовых вопросов, в меньшей степени на моделирование образовательного процесса, определение его содержания, методического сопровождения, осмысление опыта практиче- ской деятельности. Причем, накопление и осмысление эмпирических дан- ных и методологических исследований, к сожалению, не привело к разра- ботке концептуальных положений теории инклюзивного образования, и существенно не изменило состояние практической деятельности. Основу построения многоуровневого образовательного процесса, спо- собного удовлетворить потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляют, с одной стороны, дифференциация процесса обучения и воспитания детей с различным состоянием физиче- ского и психического здоровья, с другой стороны, создание условий для их продуктивного совместного обучения. Дифференциация образовательного процесса осуществляется по уровню образования, то есть по соотношению «академического» и соци- ального компонентов; по структуре и частичной вариации содержания об- разовательной программы; по психолого-педагогическим условиям осуще- ствления обучения, воспитания и развития воспитанников. Первый уровень – цензовый. Он соответствует уровню образования нормально развивающихся детей и школьников. Второй уровень образования также цензовый, но измененный в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Для этого уровня характерна незначительная редукция академического компонента и расширение области развития жизненной компетенции вос- питанника. Третий уровень – цензовый, но значительно измененный в сравнении с уровнем образования нормально развивающихся сверстни- ков. Академический компонент редуцирован до полезных для ребенка с ОВЗ элементов академических знаний, при максимальном расширении области развития его жизненной компетенции, включая: формирование доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адап- тации в семье и обществе. Четвертый уровень образования индивидуаль- ный. Он определяется, индивидуальными возможностями социальной адаптации ребенка, ориентирован на развитие его жизненной компетент- ности, осуществляется по индивидуальным маршрутам развития. Отправным моментом продуктивной интеграции образовательного процесса является положение, согласно которому общее общение с нор- мально развивающимися сверстниками полезно для всех детей с ОВЗ , но в силу тяжести нарушений для каждого ребенка с особыми образова- тельными потребностями подбираются позитивные для его развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=