СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

132 никают научные противоречия. Они в лучшем случае фиксируются. Их обсуждение заменяется декларациями о необходимости перехода к инк- люзивному образованию, основанному на идеях высшей ценности лично- сти и раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка на всех этапах онтогенеза. С самых первых шагов движения к совместному обучению детей с нормальным типом психического развития и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) мы сталкиваемся с противоречивой ситуа- цией. В Саламанкской декларации «О принципах, политике и практиче- ской деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994 г.) записано о необходимости и безотлагательности «…провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений с целью <…> обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образова- ния …» (выделено нами) [4]. Но, во-первых , такая система образования уже по определению необычная. Она предполагает создание образовательной организации принципиально нового типа, на иной гуманистической идео- логии [5]. Во-вторых , за декларацией создания «Школы для всех» , в реаль- ности наблюдается, прежде всего, забота о лицах с особыми образователь- ными потребностями, но такие условия необходимо создавать для всех воспитанников, поскольку личность каждого ребенка неповторима и уни- кальна [5]. В-третьих , в декларации ничего не говорится о полезности инклюзии для всех участников образовательного процесса, включая лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, примитивных детей (термин Л. С. Выготского), воспитанников с нормальным типом развития, детей- индиго, педагогов, родителей и лиц их заменяющих. Ведь инклюзия – это не просто совместное образование детей с нарушенным физическим, психиче- ским, психологическим здоровьем и нормально развивающихся сверстников, а создание таких условий обучения и воспитания, которые будут адекватны- ми и полезными для каждого ребенка. На деле обе категории детей помеща- ются в далеко не специальные условия [5]. Четкое однозначно трактуемое формулирование оснований инклюзивного образования далеко не праздный вопрос «…Как вы яхту назовете, так она и поплывет…» (Е. Чеповецкий). Между тем, количество детей дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания увеличивается с каждым днем. К началу нового тысячелетия, детское население с ограни- ченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране превысило два миллиона человек, из них около шестисот тысяч – дети-инвалиды. Количе- ственные изменения перерастают в качественные. Последнее выражается в выявлении лиц, чье состояние здоровья не укладывается в сложившиеся нозологические типы нарушенного развития. Специалисты все чаще стал- киваются с осложненным дефектом, тяжелыми множественными наруше- ниями развития. Психология и педагогика как отрасли научного знания не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=