СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г

122 kinesiological exercises in group classes with this category of children is pre- sented. Keywords: kinesiology, special education, correctional and developmen- tal program, children with disabilities. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными воз- можностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в последнее время все чаще обращается к нетрадиционным методам воздействия, влияющим на меха- низмы возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Ки- незиология, как наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, приобретает все большую популярность в работе дефектологов и специальных психологов. Несмотря на свою давнюю историю (основатель научной кинезиологии древнегреческий врач Асклепиад, живший более 2000 лет назад), образо- вательная кинезиология, прикладная кинезиология и кинезиотерапия стали объектом внимания сравнительно недавно. Получив свое методологиче- ское обоснование в нейропсихологии, кинезиологические упражнения на- чали использоваться во многих коррекционно-развивающих программах, направленных на работу с детьми с различными нарушениями в развитии. Методическое сопровождение такой коррекционно-развивающей работы опирается на положения нейропсихологии (Л. С. Выготский [1], А. Р. Лурия [4], А. В. Семенович [6] и др.) и кинезиологии (Пол и Гейл Деннисон [2], А. Л. Сиротюк [7]): мозг – это важнейший орган человека, который состоит из двух полушарий правого и левого. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, контролирует речь, память и внимание. Правое полушарие гумани- тарное, отвечает за образы, чувства, интуицию и творчество. Кинезиологиче- ские упражнения помогают улучшить межполушарное взаимодействие, ко- торое является основой для развития интеллекта и внимания ребенка. Кинезиология как средство коррекции наиболее подходит для занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, задержку психического развития, легкую степень умственной отсталости, а также используется в работе с девиантными подростками. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [8]. Многие авторы такие как: Е. М. Мастрюкова [5], Н. И. Кузьмина [3], Т. Б. Филичева [9] под- тверждают, что развивая движение пальцев рук, мы положительно влияем и на общее развитие ребенка, на его психические процессы и развитие ре- чи. Кинезиологические упражнения помогают увеличить уровень развития произвольного внимания, памяти, наглядно-образного и абстрактно- логического мышления, благоприятно влияют на развитие речи детей, улучшают способность визуального различения, стимулируют восприятие пространства. Также кинезиологические упражнения помогают выявить скрытые способности ребенка, позволяют расширить границы его мозга,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=