СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2019 Г
122 kinesiological exercises in group classes with this category of children is pre- sented. Keywords: kinesiology, special education, correctional and developmen- tal program, children with disabilities. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными воз- можностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в последнее время все чаще обращается к нетрадиционным методам воздействия, влияющим на меха- низмы возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Ки- незиология, как наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, приобретает все большую популярность в работе дефектологов и специальных психологов. Несмотря на свою давнюю историю (основатель научной кинезиологии древнегреческий врач Асклепиад, живший более 2000 лет назад), образо- вательная кинезиология, прикладная кинезиология и кинезиотерапия стали объектом внимания сравнительно недавно. Получив свое методологиче- ское обоснование в нейропсихологии, кинезиологические упражнения на- чали использоваться во многих коррекционно-развивающих программах, направленных на работу с детьми с различными нарушениями в развитии. Методическое сопровождение такой коррекционно-развивающей работы опирается на положения нейропсихологии (Л. С. Выготский [1], А. Р. Лурия [4], А. В. Семенович [6] и др.) и кинезиологии (Пол и Гейл Деннисон [2], А. Л. Сиротюк [7]): мозг – это важнейший орган человека, который состоит из двух полушарий правого и левого. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, контролирует речь, память и внимание. Правое полушарие гумани- тарное, отвечает за образы, чувства, интуицию и творчество. Кинезиологиче- ские упражнения помогают улучшить межполушарное взаимодействие, ко- торое является основой для развития интеллекта и внимания ребенка. Кинезиология как средство коррекции наиболее подходит для занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, задержку психического развития, легкую степень умственной отсталости, а также используется в работе с девиантными подростками. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [8]. Многие авторы такие как: Е. М. Мастрюкова [5], Н. И. Кузьмина [3], Т. Б. Филичева [9] под- тверждают, что развивая движение пальцев рук, мы положительно влияем и на общее развитие ребенка, на его психические процессы и развитие ре- чи. Кинезиологические упражнения помогают увеличить уровень развития произвольного внимания, памяти, наглядно-образного и абстрактно- логического мышления, благоприятно влияют на развитие речи детей, улучшают способность визуального различения, стимулируют восприятие пространства. Также кинезиологические упражнения помогают выявить скрытые способности ребенка, позволяют расширить границы его мозга,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=