СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

9 Несмотря на то, что Е. А. Аркину были свойственны заблуждения фаталистиче- ского биологизма (непреодолимой силе наследственности, о всемогущем влиянии сре- ды), нельзя не признать его значимый вклад в дошкольную педагогику. Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868–1938) [6], профессор, доктор медицины, значительно углубила педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Ее главная заслуга состоит в том, что она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особен- ности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения. Всего Л. И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по вопросам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошкольного возраста. Наиболее популярной явля- ется ее книга «Гигиена детского сада» [9]. Е. Г. Леви-Гориневская (1889–1956) [3] написала ряд работ по формированию на- выков основных движений у детей дошкольного возраста, в которых показано разви- вающее значение данного вида педагогической работы. Также исследователем были разработаны нормативы физической подготовленности для детей 4–7 лет. Е. Г. Леви- Гориневская исследовала особенности движений мальчиков и девочек, доказала воз- можность дифференцированного обучения дошкольников движениям, обращала вни- мание на создание гигиенических условий. Е. Г. Леви-Гориневская утверждала, что развитие произвольных движений у до- школьников должно иметь преимущественно воспитательную направленность, дети быстрее и лучше овладевают двигательным умением, если воспитать в них волю, ус- тойчивое внимание, уверенность в своих силах. Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Зака- ливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А.И.Быковой, а также ее по- следняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста». А. И. Быкова [2] – это еще одна из видных фигур педагогической науки начала ХХ века. Она разработала методику развития движений ребенка, определила ее значе- ние, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А. И. Бы- кова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Совместно с Н. А. Метловым [4], М. М. Канторович, Л. И. Михайловой, А. И. Бы- кова [2] разработала программы по физическому воспитанию детей, выпустила сборни- ки подвижных игр для дошкольных учреждений. Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н. А. Мет- лов (1885–1971) [4]. Это был всесторонне образованный человек, который окончил юридический факультет МГУ и Московскую консерваторию. Вся жизнь его была по- священа детям: им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди его публикаций следует отметить «Утренняя гимнастика в детском саду» [4], в которой он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. С 1924 г. Н. А. Метлов преподавал предмет «Гимнастика и подвижные игры» в МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МГПУ). Первые программы по физическому воспита- нию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием. Таким образом, вышеупомянутые авторы рекомендовали вводить физическое воспитание в программу дошкольных учреждений как можно раньше, также важную роль в развитии движений отводили подвижным играм. Идеи, выдвигаемые этими уче- ными, заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В 40-е годы ХХ в. теория и методика физвоспитания дошкольников практически не развивалась в связи с начавшейся в 1941 году Великой отечественной войной и с восстановлением народного хозяйства после победы в 1945 году. Таким образом, в 20–40 годы ХХ в. были заложены основы физкультурно- оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. При этом с самого начала существования теория и методика общего физического воспитания опиралась на меди- ко-биологические и естественнонаучные дисциплины – физиологию, биомеханику фи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=