СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
80 Одновременно с кружками сокольской гимнастики создавались и другие гимна- стические и спортивные организации. Государством поощрялось создание, вначале в Петербурге и Москве, а затем и в других городах обществ содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ). Эти организации способствовали распро- странению гимнастики, игр, спорта среди молодежи, издавали учебные пособия по спортивным дисциплинам. Министерство просвещения поддерживало эти общества даже материально, считая, что они являются организациями, которые способны вос- препятствовать «моральной неустойчивости учащихся». Вопросы улучшения физического воспитания в школах неоднократно обсужда- лись на различных съездах по вопросам народного образования. Так, на I Всероссий- ском съезде (1913–1914) по вопросам народного образования передовые педагоги вы- ступили за «создание единой школы, которая бы содействовала физическому, нравственному, эстетическому и умственному развитию детей, готовила бы человека к разумному и честному решению вопросов личной и общественной жизни» [2, С. 65]. На съезде было принято решение считать основными средствами физического воспитания игры, прогулки, гимнастику, Однако все эти требования не могли в полной мере осуществиться из-за недостаточного внимания правительства к вопросам физиче- ского воспитания учащейся молодежи, отсутствия необходимого количества квалифи- цированных кадров. Таким образом, физическое воспитание в средних учебных заведениях в первой половине XIX века не являлось приоритетным направлением, и данному аспекту Ми- нистерство народного просвещения уделяло крайне мало внимания. Наличие или от- сутствие гимнастики как учебного предмета зависело исключительно от финансового положения учебного заведения. Во второй половине XIX века, во многом под влиянием передовой педагогиче- ской общественности, в гимназический курс вводятся спортивные дисциплины, хотя и не во всех классах, что наглядно показывают учебные планы Тульской мужской гим- назии рубежа XIX–XX вв. В целом же, можно констатировать, что на рубеже XIX–XX веков происходит по- пуляризация физического образования и воспитания, о чем свидетельствуют вопросы, осуждаемые на педагогических съездах, многочисленные публикации по данному во- просу в периодических изданиях. Однако, к сожалению, правительство слабо отклика- лось на требования педагогической общественности в области физического воспитания и шло на изменение учебных планов гимназий крайне неохотно. Литература 1. Алешинцев, И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX веке / И. Алешинцев.– СПб.: Изд-во журнала «Русская школа», 1908. 2. Ганелин, Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / Ш. И. Ганелин.– 2-е изд.– М.: Учпедгиз, 1954. 3. Глаголева, О. Е. Русская провинциальная старина / О. Е. Глаголева.– Тула: ИРИ (РИТМ), 1993. 4. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений: Руководство по физиче- скому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт.– М.: Физкультура и спорт, 1951.– Т. 1.– Ч. 1. 5. Маркова, С. М. Деятельность Тульской мужской гимназии (1804–1917 гг.) и ее влияние на развитие образования в Тульской губернии / С. М. Маркова // Развитие гумани- тарной науки в современном социокультурном пространстве.– Тула, 2015.– С. 109–116. 6. Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1908–1909 учебный год.– Тула, 1909.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=