СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

8 рах это осуществлялось механически. Цели и задачи, физического воспитания взрослых в виде подготовки к труду и защите Родины были плохо «адаптированы» для детей первых семи лет жизни. Основными направлениями педагогической деятельности были оздоровление, обучение и всестороннее воспитание [7]. Собственно физическому воспитанию моло- дые, недостаточно обученные работники детских садов предпочитали возможность дать детям «радостное детство», предоставить возможность свободного проявления их активности и инициативы. Многим воспитателям казалось, что эти возможности обес- печивает теория «свободного воспитания», которая, по сути, была неструктурирован- ной и бессистемной. В 20-е годы ХХ в. появились первые исследования, в которых декларировалась необходимость разработки теоретико-методических основ физического воспитания и оздоровления детей раннего и дошкольного возраста, проведения систематических занятий с применением разнообразных физических упражнений и подвижных игр [7]. В развитие теории о физическом воспитании детей дошкольного возраста опреде- ленный вклад внесла Н. К. Крупская, считая физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого здорового поколения. Отмечая полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла иг- ры, которые не только физически укрепляют организм, но и могут быть использованы в целях коммунистического воспитания. Также она отмечала важную роль игры в укре- плении коллектива, воспитании умения владеть собой, организованно действовать, вы- рабатывать характер [8]. В 30-е годы ХХ в. в развитие теории и практики физического воспитания дошко- льников огромный вклад внесли работы Е. А. Аркина [1], Л. И. Чулицкой-Тихеевой [6], Е. Г. Леви-Гориневской [3] и др. Гориневский Валентин Владиславович (1857–1937) – профессор, медик, педагог. Еще работая в условиях царской России, В. В. Гориневский горячо воспринял идеи П. Ф. Лесгафта о необходимости физического воспитания детей. Впоследствии В. В. Гориневский продолжил и развил идеи своего учителя и стал одним из основопо- ложников отечественной науки о физическом воспитании. В. В. Гориневский экспери- ментальным путем определил специфические особенности физического развития в раз- ные возрастные периоды жизни человека. Его таблица — «Физические упражнения, соответствующие данному возрасту» – имела широкое распространение. Идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил профессор, действительный член Академии педагогических на- ук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист Е. А. Аркин (1873–1948) [1]. С первых дней Советской власти Е. А. Аркин являлся постоянным консультантом дошкольного отдела Наркомпроса, Московского отдела народного образования, объединял врачей детских садов, поддерживал постоянный, контакт с воспитателями, привлекал их к своим исследованиям. Е. А. Аркин внес значительный вклад в развитие теории физического воспитания детей, считая необходимым учет закономерностей психофизического развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства и комплексный подход к реализации цели и за- дач физического воспитания. Идеи концепции Е. А. Аркина о личностно-ориенти- рованном характере физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, о специ- альной подготовке кадров и педагогическом просвещении родителей актуальна по сей день. Е.А. Аркин обучал дошкольных работников, знакомя их с основными закономер- ностями высшей нервной деятельности, с режимом дня, с организацией жизни ребенка, а также указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаменталь- ный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времен [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=