СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

78 учебного заведения. В штате Тульской мужской гимназии в период 1804-1828 гг. пре- подаватель гимнастики не числился. В 1828 г. был принят новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». Целью гимназии провозглашалось не «приобретение знаний, необхо- димых для благовоспитанного человека», как это было в Уставе 1804г., а «приличное по званию учащихся воспитание» [1, с. 32]. Курс средней школы, несмотря на увеличе- ние учебного времени, был сокращен и упрощен. По мнению Ш. И. Ганелина, Мини- стерство в реформах гимназии никогда серьезно не учитывало желаний общества, ис- конных русских симпатий, а пересаживало почти все время на русскую почву ту западно- европейскую систему, которая «более всего подходила к государственным ви- дам» [2, с. 35]. В 30-е гг. XIX в. было разрешено «при гимназиях и уездных училищах тех горо- дов, где нет университетов, и местные обстоятельства востребуют, учредить отделения реальных училищ, приспособленные к главной надобности того места, с направлением их к мануфактурной промышленности или торговле» [1, с. 45]. Были открыты в виде опыта реальные классы при гимназии и в Туле. С 1835 года в Тульской гимназии было введено преподавание для желающих хи- мии, технологии, механики и технического рисования, что было обусловлено культур- ными и производственными традициями региона. Как и ранее, в области физического воспитания и образования учащихся средних учебных заведений существенных изме- нений не произошло, оно по-прежнему являлось второстепенным и необязательным. Только в 60-е гг. XIX века в связи с проведением либеральных реформ Александ- ра II произошли существенные изменения в структуре и содержании образования средних учебных заведений Российской империи. Были изменения и в содержании учебной работы в Тульской гимназии. В 1860 г. вводится обучение гимнастике и фех- тованию, что, несомненно, положительным образом сказалось на развитии учащихся. Введение всесословности, значительное расширение прав педагогических советов, которые не только составляли программы преподавания, но и распределяли предметы по классам, способствовало либерализации как школы в целом, так и содержанию образова- ния в ней. Однако организация физического воспитания в гражданских учебных заведени- ях оставалась неудовлетворительной. В некоторой степени утверждение 14 июля 1864 г, «Положение о начальных народных училищах» и 19 ноября 1864 г. «Устав для средней школы» было шагом вперед в деле развития физического воспитания. В программах начальных народных училищ гимнастика и подвижные игры не предусматривались, в классических и реальных гимназиях эти предметы считались не- обязательными. Гимнастика как одно из средств физического воспитания применялась в обучении лишь в тех учебных заведениях, где имелись преподаватели со специальной подготовкой, а также гимнастические залы. Во второй половине XIX века передовая педагогическая общественность все ча- ще выступала за усиление роли физического воспитания в программах средних школ, введение гимнастики в качестве обязательного предмета. В 1889 г. Министерство народного просвещения с целью улучшения физического воспитания в школах утвердило «Инструкцию и программу преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях». В ней определялись задачи физического воспитания, методики обучения, давался перечень физических упражнений, вводимых в программы в качестве обязательного предмета. Особое внимание в инструкции обращалось на под- вижные игры, которые дополняли гимнастику. Рекомендовалось проводить подвижные игры во внеучебное время на свежем воздухе. Отметим, однако, что включение физического воспитания в программу учебных заведений осложнялось отсутствием квалифицированных преподавателей. Зачастую к преподаванию привлекались офицеры, не имевшие специального образования и зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=