СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
77 4. Полунина, Т. И. Ритмика и физическая подготовка / Т. И. Полунина // Физиче- ская культура в школе.– 2009.– № 7.– С. 29–31. 5. Романов, К. Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной на- правленностью в начальной школе / К. Ю. Романов // Образование в современной шко- ле.– 2005.– № 5.– С. 17–23. С. М. Маркова кандидат исторических наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГИМНАЗИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ) Самостоятельное существование гимназий как средних учебных заведений Рос- сийской империи началось с 1804 г., когда 15 ноября 1804 г. появился гимназический устав. В результате реформ Александра I была создана система образования в России, в которой гимназии заняли среднее, предшествующее университету место. Гимназии предполагалось учредить в каждом губернском городе на базе народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Тульская губернская гимназия была открыта 7 августа 1804 года на основании ука- за Правительствующему Сенату «Об устройстве училищ» от 26 января 1803 г. Два высших класса главного народного училища были преобразованы в два низших класса четырехклассной гимназии, а из двух низших классов было сформировано уездное учи- лище. Тульская гимназия была главным учебным заведением в губернии, в ее ведении находились казенные и даже некоторые частные учебные заведения губернии [5, с. 109]. В 1809 году в гимназии было 40 учеников и 9 учителей (вместе с директором) [3, с. 58]. В течение всего периода существования гимназий в России менялись как цели гимназического образования, так и его содержание. Изменения были связаны, в первую очередь, с динамикой государственной политики. Гимназии 1804–1828 гг. обладали энциклопедичным курсом «по инерции», дос- тавшейся с просветительских времен XVIII в. и Главных народных училищ Екатерины II. Учебный план гимназии «заключал в себе начальные основания всех наук» [1, с.18]. В него входили: латинский, немецкий и французский языки, география и история, ста- тистика общая и Российского государства, начальный курс философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных наук (словесность, теория поэзии, эстетика), матема- тика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование. Таким образом, несмотря на энциклопедичность курса, в первое время существо- вания гимназий как основного типа средних ученых заведений Российской империи физическому воспитанию и образованию в учебном плане места не отводилось. Однако отметим, что гимназии, если позволяли средства, могли содержать учителей танцев, музыки и гимнастики – это прямо указывалось в документах Министерства народного просвещения. В 1819 г. были произведены серьезные изменения в учебных плана всех средних школ и введено обязательное «чтение из Священного Писания», гимназический курс был сокращен. Из него исключалось естествознание, философия, полит. экономия, ес- тественное право, эстетика. Однако в области физического воспитания гимназистов из- менений не произошло: гимнастика по-прежнему оставалась необязательным предме- том, и наличие преподавателя зависело исключительно от финансовых возможностей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=