СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

70 усилий, и по их координационной структуре, предопределяет гармоничное развитие всех физических качеств. Кроме того, способность волейболиста к быстрому ориентированию в постоянно изменяющейся ситуации, к выбору из богатого арсенала разнообразных тех- нических средств наиболее рациональных, к быстрому переходу от одних действий к другим закономерно способствует развитию высокой подвижности нервных процессов помимо повышения уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой систем организма [8, 20, 27]. По ряду причин существующая в общеобразовательной школе система физиче- ского воспитания не всегда до конца отвечает вызовам времени в удовлетворении по- требности обучающихся в двигательной активности. Существующая система секцион- ной работы восполняет воспитание физических качеств, необходимых для спортивной деятельности, которые не всегда удаётся сформировать на уроках физической культу- ры, задачей которой является лишь знакомство с основой движений [9, 13, 17]. Однако именно более высокий уровень физической подготовки предполагает ответственность не только за подготовку спортсмена определённой специализации, но и за протекание в его организме адаптационных изменений основных функциональных систем [12]. Существует необходимость индивидуализации как технико-тактической, так и физио- логической подготовки в процессе секционной работы с учётом систематического ана- лиза новейших разработок теоретиков и методологов спорта, физиологов, биохимиков, спортивных врачей, привлечения новых информационных технологий, а также индиви- дуальных циклов, направленности развития физических качеств, психофизиологиче- ского типа, учёта факторов внешней среды и т. д. [2, 3, 7, 10, 14, 17, 28]. Поскольку растущий организм является комплексом сложнейших взаимодействий функциональных систем, особенно интересной для изучения в подростковом возрасте являются кислородтранспортные системы, характеризующиеся рядом анатомо- физиологических особенностей, а также сложной динамикой морфологических и функ- циональных преобразований. При оптимальной адаптации организма максимально экономное функционирование в покое сочетается с возможностью достижения пре- дельной функции во время физической нагрузки [1, 5, 6]. Современный волейбол характеризуется высокими требованиями не только к фи- зическим качествам занимающегося, но и к его функциональному состоянию, резервам и адаптационным возможностям организма [15, 17, 18, 23, 24, 26]. Перетренирован- ность вредна и сама по себе, и особенно опасна для быстро растущего организма, где происходит динамичная смена регуляторных механизмов [22]. Установлено, что пере- напряжение и перетренированность при занятиях в спортивных секциях является ос- новной причиной нарушений функционального состояния и здоровья подростков [21]. Кроме того, существует достаточно высокий процент травматизма и других видов на- рушения здоровья спортсменов при занятиях игровыми видами спорта [4, 11, 19, 25]. Однако в научно-методической литературе ещё недостаточно освещены (за исклю- чением инструкций по технике безопасности) вопросы, связанные с обеспечением безо- пасности тренировочных занятий в школьных спортивных секциях, связанные с профи- лактикой травматизма, перенапряжения и перетренированности, нарушений здоровья у подростков с учётом психолого-педагогических и медико-биологический условий. Целью настоящего исследования явилась апробация разработанной методики скоростно-силовой подготовки у волейболистов 13–14 лет. Предполагалось, что общие и специальные физические качества, определяющие скоростно-силовую подготовленность юных волейболистов, будут иметь различную динамику развития в зависимости от индивидуальных характеристик, а разработанный на основе исследований и апробированный в педагогическом эксперименте комплекс средств совершенствования скоростно-силовой подготовки будет способствовать оп-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=