СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
7 Базовые основы дошкольного образования в Советской России, были заложены еще в девятнадцатом веке, когда теория и методика дошкольного образования развива- лась достаточно интенсивно, а вот практика значительно отставала. Тем не менее, А. С. Симонович (1840–1933) в 1866 г. был открыт один из первых детских садов. Целью детских садов А. С. Симонович считала физическое, умственное, нравственное воспита- ние дошкольников, а также их подготовка к школе. Но твердое убеждение педагога в том, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, не позволило А. С. Симоно- вич разработать основы теории и методики воспитания детей раннего возраста [8]. Детский сад А. С. Симонович был платным, и через несколько лет начали откры- ваться бесплатные детские сады для трудящихся. Теория и методика физического воспитания детей до школы в 19 в. практически не разрабатывалась, хотя в первых детских садах уделялось определенное внимание двигательной активности детей. Так, ежедневно отводилось время на подвижные игры и гимнастику. Тем не менее, физические упражнения и игры проводились бессистемно, только лишь для того, чтобы дошкольники могли отдохнуть от познавательных занятий и переключиться. Детская писательница Е. Н. Водовозова (1844–1923) в 1871 г. в книге «Умствен- ное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста» впервые рассматривает воспитание детей отдельных возрастных групп (от 1 до 8 лет), однако ее методика не выделяет физвоспитание как важную часть педагоги- ческого процесса. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824–1870) считал, что процессу образо- вания и воспитания человека должно предшествовать всестороннее изучение физиоло- гии и психологии ребенка, подчеркивая этим неразрывную связь умственного и физи- ческого развития. П. Ф. Лесгафт продолжил замысел К. Д. Ушинского, комбинируя естественнона- учную традицию с педагогической. Ученый смог сблизить психологические, анатоми- ческие и физиологические знания с педагогическими концепциями, став одним из ос- новоположников продуктивного синтетического подхода к пониманию природы и сущности человека, а также особенностей педагогического взаимодействия. Глубоко изучая анатомо-физиологические основы физического воспитания детей и обратив внимание на равную важность образовательных и воспитательных задач, Лесгафт П. Ф. пришел к выводу о том, что воспитание ребёнка не может осуществляться без физиче- ской культуры и физических упражнений. Ученый считал, что самое пристальное вни- мание стоит уделять воспитанию ребёнка до 7 лет, так как именно в этом возрасте за- кладываются основы личности как неразрывной связи духовного и физического развития растущего человека. Соответственно, физические упражнения необходимы для развития и укрепления не только тела, но и духа, разума [5]. Впервые о необходимости применения в школах научно обоснованной системы фи- зического воспитания заговорил известный русский хирург Н. И. Пирогов (1810–1881). Базовые основы дошкольного образования законодательно оформились в «Декла- рации по дошкольному воспитанию» от 20 декабря 1917 года [8]. Планомерная работа по развитию дошкольного образования в России началась в 1918 году с открытием пе- дагогического факультета с дошкольным отделением рамкам вновь созданного второго Московского государственного университета. В следующем 1919 году в Москве про- шел первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. С этого момента был взят курс на создание государственной системы дошкольного воспитания. Ее отличи- тельными особенностями являются: массовость, бесплатность, доступность и многоас- пектность образовательных услуг. На начальном этапе в педагогическую деятельность детских садов активно вне- дрялись основные положения общей системы физического воспитания. На первых по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=