СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

50 средней и сильной физической активности. Несмотря на доказательства того, что дос- таточная физическая активность является необходимым компонентом поддержания здоровья, известно, что значительное количество детей не следует рекомендациям по физической активности. Основываясь на данных https://www.sciencedirect.com/topics/ medicine-and-dentistry/accelerometer в исследовании ENERGY, средний уровень средней и сильной физической активности в день для детей от 10 до 12 лет из Бельгии, Греции, Венгрии, Нидерландов и Швейцарии составлял 32 минуты для девочек и 43 минут. Толь- ко 5 % девочек и 17 % мальчиков достигли рекомендации. Также у большинства детей дошкольного возраста уровень физической активности низкий. Высокий уровень распространенности избыточного веса и, проявляется в начальной школе, сохраняясь, как проблема и вплоть до окончания университета. Детский избыточ- ный вес связан с серьезными проблемами со здоровьем, с риском преждевременной болез- ни и ранней смертью позже в жизни. Кроме того, избыточный вес в раннем детстве пока- зал увеличение вероятности ожирения в более позднем возрасте. Недавнее кросс- секционное исследование в рамках проекта ENERGY собрало антропометрические дан- ные от 10–12-летних детей в семи европейских странах [1]. Результаты показали, что 25,8 % мальчиков имеют избыточный вес, из которых 5,2 % страдают ожирением, а 21,4 % де- вочек имеют избыточный вес, из которых 4,1 % страдают ожирением. Данные показатели сильно различались в европейских странах. Результаты исследований выявили самые вы- сокие показатели распространенности в более южных и центральных европейских странах, что аналогично результатам предыдущих европейских исследований. Также у детей до- школьного возраста самая высокая распространенность избыточного веса и ожирения бы- ла обнаружена в южной Европе (в Испании и Греции и т. д.). Процент детского ожирения, как правило, выше в США, но разрыв между континентами становится меньше, если дан- ные США сопоставить с европейскими данными. Хотя детское ожирение в настоящее время демонстрирует довольно высокий уровень данной тенденции, показатели распро- страненности по-прежнему высоки во всем мире, что свидетельствует о том, что детское ожирение по-прежнему является серьезной проблемой общественного здравоохранения, не имеющей эффективных способов её решения. Изменения в образе жизни, вероятно, явля- ется основной причиной увеличения избыточного веса и ожирения, а не изменений в био- логических или генетических факторах. Увеличение веса определяется кумулятивным эф- фектом низких уровней физической активности, высоким уровнем малоподвижного поведения и нездоровым диетическим поведением, также называемым поведением, свя- занным с энергетическим балансом. В этом тезисе мы сосредоточимся на двух важных по- веденческих отношениях, связанных с энергетическим балансом у детей: физической ак- тивности и сидячем поведении. Компоненты здорового образа жизни – например, наличие привычки к физической активности важно формировать в раннем возрасте, поскольку эти привычки потом отслеживаются во взрослой жизни. Дошкольный возраст может быть критическим периодом для профилактики избыточного веса и ожирения, поскольку весо- вые модели поведения и привычки еще не сформированы. «Сидячее поведение» можно определить как любое поведение бодрствования, ха- рактеризующееся расходом энергии, которое меньше или равно 1,5 Мет (Метаболиче- ским эквивалентом). Такое поведение обычно включает просмотр телевизора, исполь- зование электронной игры, чтение и использование компьютеров. Долгое время малоподвижный образ жизни считался противоположным тому, чтобы быть достаточно физически активным, но исследования показали, что сидячее поведение и физическая активность являются двумя уникальными поведенческими конструкциями, непосредст- венно связанными с различными последствиями для здоровья, такими как избыточный вес и ожирение. Многие дети, которые могут достичь рекомендованных уровней физи- ческой активности, все еще проводят большую часть времени сидячим способом, и та- кое поведение может быть определено как «неспособность» выполнить рекомендации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=