СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

466 кации биогенных потребностей человека – творчество занимает высшую позицию. Оно позволяет применять уже существующие знания на другом уровне, создаёт новый под- ход к образовательному процессу, изменяющий привычный взгляд на область сущест- вующих знаний. Игровые упражнения, парные игровые упражнения («барашки», «ка- русель», «рюкзак», «козлик» и др.) при помощи актёрских тренингов раскрывают творческий потенциал учащегося, учат эмоциональному взаимодействию различных характеров, снимают психологические зажимы, создают атмосферу добра и взаимопо- нимания. Образные ассоциации позволяют вызвать нужное настроение, развивают творческое воображение, способствуют глубокому интересу к изучаемому предмету. Развитие воображения, фантазии через основы актёрского мастерства включает в себя лексику психических действий. Воображение и фантазия – разные понятия. Во- ображение – это процесс эмоциональный, совершается с самим педагогом, позволяет ему творить, исходя из собственного опыта и знаний. Фантазия – процесс рациональ- ный, происходит с кем-то другим (вне педагога). Воображаемая жизнь педагога пред- назначена публике. Публичность творчества – непременное условие педагогической деятельности. Преподаватель должен вести себя естественно и непринуждённо в педа- гогической деятельности, учитывая возрастную категорию занимающихся. Чтобы хо- рошо и убедительно выглядеть в своей профессии, нужны детские качества: наивность, простота и непосредственность. Например, ребёнок, играя, самозабвенно отдаётся игре, не обращая внимания на окружающую действительность, но при этом себя не обманы- вает: «Он прекрасно видит, что палка есть палка, а не лошадь – ну и что в этом такого?! Зато она не страшная …». Подобно самозабвенно играющему ребёнку ощущает себя в педагогической деятельности и хороший педагог. Импровизация способствует физическому и психологическому раскрепощению; груп- повые импровизации позволяют «разбудить» психологическую, эмоциональную природу детей и взрослых. Взаимодействие в ходе тренинга дополняется аксиологическими, когни- тивными, коммуникативными, поведенческими и эмоциональными компонентами. Тренинг по актёрскому мастерству предполагает использование упражнений – тестов, позволяющих диагностировать особенности типа личности в зависимости от способностей, желаний, увле- чений, интересов, особенности восприятия испытуемым своих физических параметров и об- раза себя, коммуникативные особенности, межличностные отношения и др. Этюдная работа – естественное продолжение линии обучения в курсе «Актёрское мастерство», у неё есть начало, развитие и логическое завершение. Одни этюды могут быть учебными, другие – «творческими». Их значения понятны и знакомы студентам по их собственному жизненному опыту, они могут быть использованы ими в педагоги- ческой деятельности. Примеры этюдов: сочинение этюда в образе животного, в ритме польки, вальса; выполнение пластических этюдов с воображаемыми предметами (наду- вание шарика, игра с мячом, прыжки через скакалку, поднимание гири, танец с лентой, шарфом и т.д.), этюдов с использованием элементов акробатики и др. Этюды могут выполняться под музыкальное сопровождение («этюд в ритме польки», «этюд в рус- ском стиле»), сопровождаться словом («Муха-цокотуха», «Ветер по морю гуляет») или быть безмолвными («физическое самочувствие», «абстрактное действие»). Изучение музыкально-пластических упражнений включает в себя тренинг танце- вально-хореографических упражнений [2], знакомство с упражнениями классического экзерсиса, пластическими упражнениями [4, с. 203–205], изучение музыкального со- провождения упражнений. Овладение этим материалом позволяет специалистам в об- ласти физической культуры значительно расширить и обогатить формы физического воспитания дошкольников и школьников, гармонизировать их эмоциональную сферу. Повышение пластической культуры педагога не просто расширяет его выразительные возможности и обогащает двигательную культуру, а является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Музыкально-теоретические знания, получаемые спе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=